Студенческая жизнь – не полуответственная довзрослая тусовка

– Любовь Николаевна, отмечали ли вы в пору своего студенчества Татьянин день?

– На официальном уровне это тогда не было принято, возможно, потому что сам праздник связан с именем святой великомученицы Татианы, покровительницы студентов. Мы этой подробности не знали, но все равно считалось, что 25 января – наш день, можно повеселиться, собраться компанией. Что и делали.

– А что для вас студенческие годы?

– Молодость, радость, влюбленность. Но вместе с тем осталось впечатление, что то была пора большой ответственности. Мы всерьез учились, немало времени проводили в аудиториях родного Пятигорского государственного педагогического института иностранных языков, работали в читальных залах. Мне, кстати, и до сих пор хорошо работается в тишине читального зала… Многие старались еще и как-то подработать, ведь тогда стипендия для большинства ребят была единственным источником материальной поддержки.

Но, с другой стороны, мне думается, мы были социально более защищены, чем сегодняшние студенты. Существовало государственное распределение, и по окончании вуза или техникума каждого из нас ожидало рабочее место. Организация, принимающая молодого специалиста, несла перед ним (и за него перед государством) определенную ответственность. Был институт наставничества, когда за молодым специалистом закрепляли более опытного коллегу для профессиональной помощи.

Я, кстати, категорически не согласна с тем, что это было «крепостное право», как говорят некоторые (выпускник вуза обязан был отработать по распределению несколько лет)... Особенно, когда встречаюсь с современными студентами и вижу, что многие не знают, где, получив профессию, будут трудиться, испытывают тревогу по этому поводу. Или когда узнаю, что работодатели используют молодых специалистов для выполнения каких-то временных проектов, а потом увольняют под предлогом их неопытности, плохой подготовки и т.д. По-моему, подобный подход больше похож на крепостные порядки. И, кстати, многим студентам, особенно старшекурсникам, право на свободный диплом сегодня не кажется таким уж достижением демократии.

Мечтаю и надеюсь, что удаст-ся провести через ГДСК законопроект, касающийся социальной защищенности молодых специалистов и регламентирующий обязанности сторон на рынке труда.

– Но, согласитесь, в крае, как и во всей России, существует перепроизводство молодых специалистов. Постоянно говорится о невостребованности большого количества юристов, экономистов, психологов, которое «вбрасывается» ежегодно на трудовой рынок, а вузы, особенно коммерческие, продолжают их штамповать. И часто подготовка в них действительно оставляет желать...

– Во всем огромном СССР когда-то самый высокий показатель был 219 студентов на 10 тысяч населения. А в России на рубеже XX-XXI веков он оказался 260 на те же 10 тысяч. В 2005-2006 годах на Ставрополье в 25 вузах и 53 филиалах обучалось более 133 тысяч молодых людей, из них 20 процентов – в негосударственных. Ставрополь и Пятигорск при этом стали «студенческими» городами – почти 110 тысяч студентов. И действительно, многие из выпускников вузов, особенно обладатели «социально-гуманитарных» дипломов, не востребованы ни производством, ни общественными организациями. Подобная ситуация характерна и для других регионов. Министерство образования РФ намечает определенные меры для ее разрешения. В свою очередь, и правительство края намерено обратиться в федеральные структуры за помощью в ревизии вузов и особенно филиалов. Будем просить Москву также не выдавать бездумно лицензии на право заниматься образовательной деятельностью, на открытие в учебных заведениях специальностей, не востребованных в крае.

– Существует мнение, что многие молодые люди сейчас часто идут в вузы не столько для обретения профессии, сколько для продления периода вступления во взрослую жизнь...

– Такое мнение не безосновательно. Поступление в университет или институт сегодня зачастую не имеет серьезной мотивации, а феномен студенчества некоторыми сводится к культурно-возрастному «до-взрослому» стилю жизни, к социальной возможности пожить «студенческой полуответственной тусовкой». И это проблема не только отдельного человека, но социума в целом: без мощного потенциала хорошо подготовленных (и замотивированных!) молодых специалистов невозможно обеспечить экономическую и культурную независимость нации, развитие современного общества.

О решимости российских властей коренным образом переломить ситуацию свидетельствуют провозглашение и реализация приоритетного национального проекта «Образование», где заложены и стимулирование развития лучших вузов, и создание региональных национальных госуниверситетов, и значительное увеличение оплаты труда работников высшей школы.

В 2007 году проект предусматривает конкурсный отбор государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновации в обучении. Победители получат субсидии в размере от 20 до 30 миллионов рублей каждый. Все это задумано, чтобы улучшить подготовку рабочих и специалистов среднего звена, в которых нуждается страна. От нашего края в конкурсе будут участвовать 5 учреждений образования, готовящих кадры для высокотехнологичных современных производств. Уже начата подготовка заявок и документов.

– Совсем недавно утверждалось, что воспитательная работа в вузах не нужна. Сейчас во многих крупных университетах появились должности проректоров по работе со студентами, школы студенческого актива и т. д. Как вы к этому относитесь?

– Положительно. Как и весь социум, молодежь переживает ценностный кризис, а общественная жизнь, как и природа, не терпит пустоты. Юность в своих поисках ценностных ориентиров, в становлении гражданской позиции всегда нуждалась в поддержке. Комитет Ставропольского края по делам молодежи уделяет много внимания сотрудничеству с вузами. Ведущим звеном в осуществлении такого сотрудничества стала краевая общественная организация «Союз молодежи Ставрополья». Недавно она отметила свое пятнадцатилетие. Выступая на юбилее СМС, губернатор Александр Черногоров отметил ее значимость в жизни молодежи края. Вот уже пять лет по инициативе организации проводится краевой форум, где обсуждаются главные проблемы студенчества, принимаются важные решения. Под эгидой СМС проходят также краевые лагеря вузовского актива «Лидеры Ставрополья XXI века», а теперь и сами вузы, как вы заметили, стали организовывать собственные лидерские школы, искать активных, инициативных ребят в своей среде.

Трудовой занятости студентов во многом способствует создание такого учреждения, как Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи. Одна из главных его функций – организация молодежных бирж труда в учебных заведениях Ставрополя. Они сейчас действуют в Ставропольских государственном университете, аграрном гос-университете, госпединституте, институте им. В. Д. Чурсина и других. Студенты имеют возможность участвовать в ярмарках вакансий. Другое дело, что самих вакансий должно быть больше, но сейчас, к сожалению, все запросы ребят удовлетворить не представляется возможным. Центр помогает сохранить и лучшие традиции движения студенческих отрядов на Ставрополье. В 2005 году, когда движению исполнилось 40 лет, на Ставрополье успешно работали 158 линейных отрядов различных направлений с общим количеством участников более шести тысяч человек. Это, как и во времена нашей молодости, прекрасная школа взросления.

– Любовь Николаевна, что пожелаете студентам в Татьянин день?

– Веселья, радости, исполнения самых смелых жизненных планов и проектов! Любви к России и родному краю...

Лариса ПРАЙСМАН