Врач и больной
И что главное: плохой токарь может запороть деталь, некомпетентный инженер – вывести из строя технологическую линию или цех, что обернется ущербом для предприятия, но все это поддается восстановлению, а вот неграмотный врач, имея дело с самым хрупким и дорогим материалом - человеческим организмом, способен нанести пациенту непоправимый вред. Страшно даже подумать, что, к примеру, ложась на операционный стол, каждый из нас рискует доверить свое здоровье, а то и жизнь, человеку, имеющему весьма смутное представление о хирургии. Впрочем, не менее опасно попасть на лечение и к стоматологу, окулисту или невропатологу, который в институте, мягко говоря, не отличался прилежанием…
Поэтому можно понять эмоции тех, кому посчастливилось стать пациентом высококвалифицированного врача. Именно это произошло с Александром Смоляковым, учителем из Нефтекумска. В тяжелом, предынфарктном состоянии он попал в Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи (бывшая крайбольница). В отделении сердечно-сосудистой хирургии ему сделали сложную операцию, после которой он несколько часов был без сознания, у него дважды останавливалось сердце, но врачи О. Кузнецов, И. Фаянс, Н. Слетков, С. Данилов, Т. Лихонос и другие оказались настоящими профессионалами – они, как говорится, вырвали человека из лап смерти. «Мне хочется сказать им: «Спасибо за жизнь!» - пишет в редакцию А. Смоляков, преисполненный чувства искренней благодарности медикам.
Но не только за знание своего дела ценят люди врачей. Эта профессия, как никакая другая, требует от человека максимума самоотверженности и самоотдачи. Уже 35 лет заведует Каратюбинской участковой больницей в Нефтекумском районе Вольдемар Чернецкий. «Его знают все, и он знает всех, - рассказывает в своем письме в «Ставропольскую правду» житель села Владимир Левченко. – За долгие годы работы Вольдемар Борисович побывал в домах всех каратюбинцев. Днем и ночью, в будни и праздники, в летний зной и в зимнюю стужу, проваливаясь по колена в грязь, отбиваясь от бродячих собак, доктор спешит к больным… Несмотря на то, что он перешагнул 50-летний рубеж, благодарные пациенты между собой называют его просто по имени: «Вольдемар помог», «Вольдемар достал бесплатную путевку в санаторий»…
Автор письма подчеркивает еще одну черту характера врача В. Чернецкого – его приветливость, участливость в обращении с больными: «Появление доктора уже само по себе вызывает облегчение: с бодрой шуткой, доброй улыбкой он осматривает пациента и приговаривает: «Ничего страшного, сейчас сделаем укольчик, и вам станет легче, а завтра ко мне на прием…»
К сожалению, некоторым представителям этой гуманной профессии именно человечности, сочувствия в отношении к больным часто и не хватает. И это нередко порождает недовольство и жалобы. Отдельные медики не учитывают, что психика человека, страдающего от болезни, особенно ранима, он ждет внимания, чтобы его вы-слушали, пожалели, успокоили, вселили надежду. А если вместо этого он встречает холодное равнодушие, а еще хуже – пренебрежение и грубость, возмущается и пишет в редакцию.
Сейчас больные очень часто жалуются на очереди в поликлиниках. Причин этого явления много, но одна из главных – продолжающееся реформирование здравоохранения. К примеру, сложившаяся схема дополнительного лекарственного обеспечения так называемых льготников вынуждает человека по нескольку раз обращаться к участковому терапевту за рецептами, особенно если нужных препаратов не оказывается в аптеке.
Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», коснувшаяся участковой службы, тоже добавила поводов для конфликтов.
Кроме ежедневных приемов больных, медиков обязали вести диспансеризацию бюджетников и иммунизацию больших групп населения. Все это сопровождается огромным количеством рутинной бумажной работы: составлением списков тех, кто подлежит обследованию и вакцинации, заполнением отчетов и регистрационных журналов, сбором других сведений. А врачи – тоже люди. Они устают, просидев 4-6 часов на приеме и осмотрев десятки человек. А надо еще идти на вызовы к больным на дом. И бывает, что у доктора попросту недостает физических и душевных сил быть внимательным, доброжелательным с каждым.
Стоит еще сказать, что в большинстве поликлиник – и городских, и районных - отсутствуют надлежащие условия для работы, не хватает кабинетов, врачам и медсестрам негде переодеться и поесть, да и времени для этого не предусмотрено. Все это не может не отражаться на настроении медперсонала.
Но больные, переступая порог кабинета врача, об этом, как правило, не задумываются. Инвалид II группы Иван Литвинов из Светлограда решил написать в нашу редакцию после посещения консультативной поликлиники краевого клинического центра специализированных видов медицинской помощи. Ему в январе предстоит переаттестация в Главном бюро медико-социальной экспертизы, и районный кардиолог для подтверждения диагнозов заболеваний направил пенсионера в авторитетное краевое лечебное учреждение.
Прибыв в поликлинику, И. Литвинов был поражен величиной очередей. Прождав больше двух часов, занервничал. «Уже 14.30, а кроме меня, сидят еще человек 10, и все приезжие… Ведь я не пил, не ел, да и дома осталась жена, тоже инвалид II группы, как и я, гипертоник, а на улице непогода. Я и думаю: как же буду домой добираться, в городе у меня нет ни родственников, ни знакомых, чтобы переночевать…», - пишет он.
Кончилось тем, что И. Литвинов ворвался в кабинет без очереди, поскандалил с врачом А. Магомедовой и, не получив нужных записей в документах, уехал к себе в Светлоград.
Комментируя этот случай, Сергей Семенов, заместитель главного врача по поликлинической работе, пояснил:
- Наша поликлиника рассчитана на 120 посещений в смену, а принимаем мы в сутки не меньше 300 пациентов. В каждом кабинете одновременно работают по два врача – не хватает помещений. В день, когда произошел этот конфликт, врач А. Магомедова приняла 28 больных… Кстати, переночевать И. Литвинов мог в нашем пансионате, в котором за ночь берут всего 75 рублей…
По словам С. Семенова, большие очереди в консультативной поликлинике возникли после первого марта 2006 года, когда начал действовать приказ министра Минздравсоцразвития М. Зурабова, обязывающий всех инвалидов I группы проходить переосвидетельствование раз в два года, а инвалидов II группы – ежегодно. А раньше пенсионеры получали инвалидность пожизненно – ведь в их возрасте здоровье измениться существенно в лучшую сторону уже не может – и им не приходилось куда-то ездить. Сейчас, чтобы как-то регулировать поток этой категории пациентов, в поликлинике ввели предварительную запись к врачам по телефону для инвалидов из отдаленных районов, увеличили число принимающих специалистов, наладили компьютерный учет в регистратуре.
- Мы считаем, - добавил С. Семенов, - что в центральных районных больницах могут успешно справляться с обследованием и осмотром инвалидов для переосвидетельствования. Тем более что сейчас многие муниципальные лечебные учреждения оснащаются в ходе реализации приоритетного нацпроекта новым современным диагностическим оборудованием.
…Редакционная почта почти ежедневно приносит письма, затрагивающие проблему отношений врача и больного. Это значит, что она существует, и чтобы справиться с нею, и с одной, и с другой стороны требуется больше взаимопонимания и уважения.