Шелковая Орда, или Кто там в малиновом берете?..
Погребение женщины в возрасте 35-40 лет, наряженной в шелка и жившей семь-восемь веков назад, нашли ростовские археологи вблизи Волгодонска (поселок Рябичев). Но когда при расчистке стала открываться средневековая одежда (говорят, найти ее в сохранности археологам удается раз в пятьдесят лет), руководители экспедиции Игорь Парусимов и Вадим Яценко тут же позвонили в Ставрополь, в ГУП «Наследие» при министерстве культуры края. Дело в том, что, во-первых, в ЮФО только у «Наследия» имеются реставрационная лаборатория и специалист по тканям: Юрий Воронин реставрации и консервации древнего текстиля обучался в кремлевских мастерских. А, во-вторых, на базе «Наследия» проводит свои исследования кандидат исторических наук, докторант института востоковедения Российской академии наук Звездана Доде. На Юге России она единственный специалист по средневековому костюму Северного Кавказа. Поэтому Игорь Парусимов и не стал раскрывать захоронение в поле, а передал его ставропольским коллегам, как говорят ученые, монолитом. Дальнейшая работа происходила в лаборатории «Наследия», где на днях побывал корреспондент «СП».
Вот что сообщила о первых выводах и гипотезах З. Доде.
- Звездана Владимировна, я слышала, что находка, подобная волгодонской, уникальна. Можно объяснить, почему костюм уцелел?
- Шелка, конечно, по сравнению с хлопком, льном, шерстью, материалы, наиболее устойчивые к гниению, разрушению. Здесь, как видите, сохранилась и верхняя одежда, и нижняя. Но точно на ваш вопрос не ответит никто. В 1998 году мы раскрыли могильник Джухта. Один курган – два погребения. В одном нашли почти полный набор одежды, в другом – только какие-то ее следы.
- А в чем еще сенсационность находки?
- До этого у нас на Северном Кавказе все погребения связывались с жившими здесь тюркскими племенами. Женщина из могильника близ Волгодонска, думается, принадлежит к племени монголов-завоевателей (XIII-XIV века – эпоха упадка Золотой Орды). Это рабочая гипотеза, но, думаю, основания для нее имеются: например, нет никаких признаков, что женский халат был подпоясан. Так одевались только монголки, которые подпоясывались в двух случаях: когда садились на коня и в зимнюю пору. Покрой рукава «летучая мышь» тоже характерный признак. Надевали такой халат на нижнее платье – вот оно перед вами: красное, шелковое, украшенное узорным квадратом, с сохранившимися следами золота.
Хочу сказать еще об одной уникальной вещи: одежда запахнута на левую сторону, в то время как при жизни владелица запахивала ее на правую, о чем говорит изукрашенная орнаментами «наружная» левая пола. Я думаю, что этот погребальный обычай монголы заимствовали из Китая. Можно предположить, что он символизировал уход человека в мир иной, потусторонний, где все «наоборот», как в зеркале.
- Костюм предполагается реставрировать. Будет ли он после этого выглядеть как при жизни хозяйки?
- Нет, конечно. Мы не в состоянии полностью восстановить цветовую гамму; высыпалось золото – этого тоже не вернешь… Но после реставрации, во-первых, одежда будет чистой, во-вторых, мы восстановим ее форму, посадим на газовую ткань, сможем надеть на манекен.
Нужно заметить, что наши европейские коллеги имеют образцы костюмов куда лучше сохранившиеся. Но это не археологический, а просто древний текстиль, например, из сокровищниц кафедральных соборов, куда эти одежды приходили как дары от восточных правителей европей-ским. Они сохранили насыщенные цвета, блеск золотых нитей, качество тканей. На непосвященного зрителя это производит гораздо большее впечатление, чем то, что вы видите сейчас в лаборатории. Но зато находки, подобные этой, связаны с определенными археологическими комплексами, что значительно повышает их историческую ценность.
- Что вас привлекает в исследованиях средневекового текстиля?
- Все. Ткани содержат мощную информацию, особенно о тех цивилизациях, которые не оставили о себе письменных источников. Например, часто образы на шелках говорят о космогонических идеях, связанных с представлениями народа о мироздании. На китайских шелках встречаются изображения дракона, птицы Феникс. Дракон – это и символ императорской власти, и мужской силы, и связи с небом. В монгольском костюме дракон читался как знак принадлежности к управлению империей. Вообще в Монгольской империи шелков было много, они использовались как валюта, как плата наемникам и солдатам, посылались в Европу с дипломатическими миссиями. Офицеры получали каждый год по 12 шелковых одеяний и еще один комплект – в день рождения императора. Шелк составлял основу монгольской культуры. Я задумала научный проект, посвященный тканям монгольского периода на Северном Кавказе, он будет называться «Шелковая Орда».
Отмечу, что именно в послед-нее десятилетие появилась возможность адекватной оценки такого явления, каким была Золотая Орда. Советские историки говорили о монгольском иге только как о явлении разрушительном, это было связано еще с постановлениями ВКП(б) сороковых годов и политикой выселения отдельных народов с Северного Кавказа.
Только сейчас мы начинаем видеть, что это была яркая, значимая синтетическая культура. Например, гравюры XVIII-XIX веков воспроизводят построенный в «золотоордынскую» эпоху город Маджар (территория современного Буденновского района). Это замечательная архитектура – великолепные дома, мечети, под стать Бухаре и Самарканду…
На снимке: Звездана Доде и Юрий Воронин за работой.

На Ставрополье стартует цикл турниров по бадминтону памяти погибшего героя СВО Алексея Чернышева
Уроки дорожной безопасности проводят для школьников Невинномысска

Ставрополье нарастило объём налоговых поступлений

Футболисты пятигорского «Машука-КМВ» в Миассе поделили очки с торпедовцами

Строки из дневника участницы Великой Отечественной войны из Пятигорска Галины Новиковой
