00:00, 22 декабря 2006 года

Шелковая Орда, или Кто там в малиновом берете?..

Погребение женщины в возрасте 35-40 лет, наряженной в шелка и жившей семь-восемь веков назад, нашли ростовские археологи вблизи Волгодонска (поселок Рябичев). Но когда при расчистке стала открываться средневековая одежда (говорят, найти ее в сохранности археологам удается раз в пятьдесят лет), руководители экспедиции Игорь Парусимов и Вадим Яценко тут же позвонили в Ставрополь, в ГУП «Наследие» при министерстве культуры края. Дело в том, что, во-первых, в ЮФО только у «Наследия» имеются реставрационная лаборатория и специалист по тканям: Юрий Воронин реставрации и консервации древнего текстиля обучался в кремлевских мастерских. А, во-вторых, на базе «Наследия» проводит свои исследования кандидат исторических наук, докторант института востоковедения Российской академии наук Звездана Доде. На Юге России она единственный специалист по средневековому костюму Северного Кавказа. Поэтому Игорь Парусимов и не стал раскрывать захоронение в поле, а передал его ставропольским коллегам, как говорят ученые, монолитом. Дальнейшая работа происходила в лаборатории «Наследия», где на днях побывал корреспондент «СП».

Вот что сообщила о первых выводах и гипотезах З. Доде.

- Звездана Владимировна, я слышала, что находка, подобная волгодонской, уникальна. Можно объяснить, почему костюм уцелел?

- Шелка, конечно, по сравнению с хлопком, льном, шерстью, материалы, наиболее устойчивые к гниению, разрушению. Здесь, как видите, сохранилась и верхняя одежда, и нижняя. Но точно на ваш вопрос не ответит никто. В 1998 году мы раскрыли могильник Джухта. Один курган – два погребения. В одном нашли почти полный набор одежды, в другом – только какие-то ее следы.

- А в чем еще сенсационность находки?

- До этого у нас на Северном Кавказе все погребения связывались с жившими здесь тюркскими племенами. Женщина из могильника близ Волгодонска, думается, принадлежит к племени монголов-завоевателей (XIII-XIV века – эпоха упадка Золотой Орды). Это рабочая гипотеза, но, думаю, основания для нее имеются: например, нет никаких признаков, что женский халат был подпоясан. Так одевались только монголки, которые подпоясывались в двух случаях: когда садились на коня и в зимнюю пору. Покрой рукава «летучая мышь» тоже характерный признак. Надевали такой халат на нижнее платье – вот оно перед вами: красное, шелковое, украшенное узорным квадратом, с сохранившимися следами золота.

Хочу сказать еще об одной уникальной вещи: одежда запахнута на левую сторону, в то время как при жизни владелица запахивала ее на правую, о чем говорит изукрашенная орнаментами «наружная» левая пола. Я думаю, что этот погребальный обычай монголы заимствовали из Китая. Можно предположить, что он символизировал уход человека в мир иной, потусторонний, где все «наоборот», как в зеркале.

- Костюм предполагается реставрировать. Будет ли он после этого выглядеть как при жизни хозяйки?

- Нет, конечно. Мы не в состоянии полностью восстановить цветовую гамму; высыпалось золото – этого тоже не вернешь… Но после реставрации, во-первых, одежда будет чистой, во-вторых, мы восстановим ее форму, посадим на газовую ткань, сможем надеть на манекен.

Нужно заметить, что наши европейские коллеги имеют образцы костюмов куда лучше сохранившиеся. Но это не археологический, а просто древний текстиль, например, из сокровищниц кафедральных соборов, куда эти одежды приходили как дары от восточных правителей европей-ским. Они сохранили насыщенные цвета, блеск золотых нитей, качество тканей. На непосвященного зрителя это производит гораздо большее впечатление, чем то, что вы видите сейчас в лаборатории. Но зато находки, подобные этой, связаны с определенными археологическими комплексами, что значительно повышает их историческую ценность.

- Что вас привлекает в исследованиях средневекового текстиля?

- Все. Ткани содержат мощную информацию, особенно о тех цивилизациях, которые не оставили о себе письменных источников. Например, часто образы на шелках говорят о космогонических идеях, связанных с представлениями народа о мироздании. На китайских шелках встречаются изображения дракона, птицы Феникс. Дракон – это и символ императорской власти, и мужской силы, и связи с небом. В монгольском костюме дракон читался как знак принадлежности к управлению империей. Вообще в Монгольской империи шелков было много, они использовались как валюта, как плата наемникам и солдатам, посылались в Европу с дипломатическими миссиями. Офицеры получали каждый год по 12 шелковых одеяний и еще один комплект – в день рождения императора. Шелк составлял основу монгольской культуры. Я задумала научный проект, посвященный тканям монгольского периода на Северном Кавказе, он будет называться «Шелковая Орда».

Отмечу, что именно в послед-нее десятилетие появилась возможность адекватной оценки такого явления, каким была Золотая Орда. Советские историки говорили о монгольском иге только как о явлении разрушительном, это было связано еще с постановлениями ВКП(б) сороковых годов и политикой выселения отдельных народов с Северного Кавказа.

Только сейчас мы начинаем видеть, что это была яркая, значимая синтетическая культура. Например, гравюры XVIII-XIX веков воспроизводят построенный в «золотоордынскую» эпоху город Маджар (территория современного Буденновского района). Это замечательная архитектура – великолепные дома, мечети, под стать Бухаре и Самарканду…

На снимке: Звездана Доде и Юрий Воронин за работой.