00:00, 25 октября 2006 года

Вскормили речки грязью

Первый заместитель министра Андрей Хусточкин во вступительном слове отметил, что необходимость во встрече возникла давно. Во-первых, в следующем году вступает в силу новый Водный кодекс. Во-вторых, не за горами принятие краевого бюджета, а без определения круга проблем, касающихся водного богатства Ставрополья, ждать денежных поступлений не приходится. И, что не менее важно, в связи с изменениями законодательства водными ресурсами края нынче занимается не одно ведомство, а согласованность в их действиях есть далеко не всегда.

С результатами исследований поверхностных вод собравшихся ознакомил первый заместитель директора ГУП «Ставропольский центр государственного мониторинга природных ресурсов» Юрий Андрианов. Как известно, по территории края протекают 225 рек, входящих в бассейны Кубани, Дона и Кумы. Кроме того, на Ставрополье расположены 38 озер, 58 водохранилищ, множество прудов. Как показывает анализ результатов исследования, по некоторым из наших рек и озер можно смело изучать таблицу Менделеева. Загрязнение тяжелыми металлами - железом, медью, цинком, нитритами, нефтепродуктами и органическими веществами – это результат хозяйственной деятельности и неэффективной работы очистных сооружений.

Тем не менее качество воды на Ставрополье остается практически на том же уровне, что и в предыдущие пять лет. Умеренно загрязненными названы большинство водоемов и рек. Таковыми нарекли, к примеру, Отказненское, Новотроицкое и Сенгилеевское водохранилища. Правда, главный источник питьевой воды краевого центра в последнее время сильно страдает. И виноват в этом… сам Ставрополь. В реку Грушевая, берущую начало в юго-западном микрорайоне, «вбрасывают» цинк, медь, железо, аммиак, фенол и фосфаты. Кроме того, на Сенгилее было зафиксировано экстремальное загрязнение нитритами. Приложил свою руку к ухудшению экологической ситуации на водохранилище и рынок «Южный», «подкармливающий» Грушевую сточными водами.

У Новотроицкого – свои «кормильцы». Речка Русская, впадающая в водохранилище, хоть и маловодная, но зато сильноминерализованная. И в данном случае это далеко не положительная характеристика. В прошлом году река не раз получила «звание» очень грязной. Здесь впору вести добычу сульфатов, марганца, магния и нефтепродуктов. А «портит воду» речке Русской ее правый приток Чибрик, истоки и бассейн которого располагаются на территории горного отвода Северо-Ставропольского подземного хранилища газа.

Кстати, на совещание природоохранных ведомств пригласили специалистов по охране окружающей среды ООО «Кавказтрансгаз». Но не как «отпетых грязнуль». Напротив, отмечали, что экологическая служба в этой организации едва ли не самая лучшая среди предприятий края, а потому ее специалистов скорее просили о помощи.

Отмечали на совещании и «разрушительную» деятельность соседних республик, «присылающих» по водам рек подарок в виде тяжелых металлов и прочих отходов человеческой деятельности. В первую очередь страдают реки Кубань и Терек. Самой же грязной рекой был назван Калаус, изобилующий нитритами. Правда, при этом отмечалось, что ничуть не лучше многие малые реки, «вина» в загрязнении которых лежит на селах, где очистные сооружения – непозволительная роскошь. Итог плачевен. В частности, вспышка лептоспироза в Красногвардейском районе – результат совместного пользования водоемами людей и животных.

Ситуацию с водой в районах края могло бы улучшить использование подземных вод. Но, поскольку это требует серьезных финансовых вливаний, об этом, похоже, можно только мечтать. Куда менее фантастичным стало предложение о создании единой системы мониторинга, без которого контроль за поверхностными водами в принципе невозможен. С этим согласились все присутствующие.