00:00, 21 октября 2006 года

Грехи чиновные

По стране прошла волна прокурорской реакции. Не стало исключением и Ставрополье, где не так давно подвели итоги проверки прокуратурой края исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, а также противодействия коррупции.

Масштабы проверки впечатляют. Внимание надзорного органа привлекли как небольшие муниципальные образования, так и краевые правительство и Госдума, крупнейшие ведомства. Выявлено множество нарушений федерального и краевого законодательства. Основной бич – нежелание некоторых госчиновников и депутатов сообщать о своих доходах и имуществе. Мы не вправе говорить о злом умысле, скорее, речь о «вольном» отношении к закону.

Второй тревожный момент – пренебрежение конкурсным порядком приема на госслужбу. Существуют конкретные требования законодательства, в соответствии с которыми на вакантные должности государственной службы должен объявляться конкурс, причем заранее, в определенный законом срок. Понятно, что «тайный» выбор дает преимущества тем, кто нечист на руку.

Еще один «грех» чиновничества - нежелание расставаться с предпринимательской деятельностью. По закону, госслужба и бизнес – понятия несовместимые. Но, увы, факты «совместительства» отнюдь не единичны. Так, специалист первой категории минтрудсоцзащиты СК Е. Зайцев представил налоговую декларацию, в соответствии с которой он является индивидуальным предпринимателем и в связи с этим плательщиком единого налога на вмененный доход. А это, между прочим, достаточное основание для прекращения трудового договора. Министру Н. Пальцеву было внесено представление с требованием уволить Зайцева с госслужбы. Подобное представление получил и и.о. начальника управления Федеральной миграционной службы по СК А. Решетников – с требованием уволить специалиста поста иммиграционного контроля «Ставрополь-аэропорт» Ю. Берчияна, который тоже занимался предпринимательством.

Честно говоря, даже странно, что эти факты стали достоянием общественности. Гораздо логичнее предположить, что предпринимательской деятельностью, но через подставных лиц - к примеру, родственников, занимается немало чиновников. Другое дело, что доказать их участие в бизнесе далеко непросто. А потому краевая прокуратура выступила с инициативой внести изменения в Налоговый кодекс. Она предложила обязать контролирующие налоговые органы проводить проверку соответствия доходов и расходов не только государственных служащих, но и их близких родственников. Может ли это решить проблему? Вряд ли. Но определенный положительный результат будет иметь наверняка.

Кстати сказать, о результатах проверки, где отражены все факты с перечислением имен и должностей, краевая прокуратура сообщила в Генпрокуратуру России. Были направлены представления в адрес губернатора, председателя краевой Госдумы, руководителей управлений и ведомств. Основные требования – устранить выявленные нарушения. А в некоторых случаях привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. О том, какова была реакция на требования прокуратуры, чиновники обязаны сообщить в установленные законом сроки.

В списке нарушителей значатся и сотрудники федеральных ведомств. Наиболее серьезная информация касается руководителя территориального управления Росфиннадзора по Ставропольскому краю В. Глазкова. Как сообщается в проекте представления, подготовленного прокуратурой края от имени первого заместителя Генпрокурора России А. Буксмана в адрес руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С. Павленко, выявлены грубейшие нарушения Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Дело в том, что одно из направлений прокурорской проверки касалось соблюдения бюджетного законодательства, в частности, финансовыми органами. Выяснилось, что контроль за целевым расходованием бюджетных средств, к сожалению, оставляет желать лучшего. И произошло это, во многом, с «легкой подачи» краевого Росфиннадзора.

В частности, теруправление, проверяя в нынешнем году исполнение бюджетного законодательства, выявило ряд финансовых нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств на сумму свыше 31 млн. рублей. По этим фактам были составлены 44 протокола об административных правонарушениях.

Казалось бы, неплохо поработали. Но вот что происходило дальше. По непонятной причине к большей части нарушителей Глазков отнесся, мягко говоря, странно. Руководители, которые должны были заплатить штраф, отделались предупреждениями. Часть дел и вовсе прекратили. И таким «благополучным» исходом закончилось рассмотрение большинства административных протоколов.

Но и это еще не все. В десяти случаях сотрудники теруправления возбудили административное производство, поскольку были выявлены финансовые нарушения на сумму более 650 тыс. рублей. Глазков, рассмотрев эти дела, выносит решение: наложить штрафы на сумму 185 тыс. рублей. Но при этом наказано рублем менее половины виновных.

Более того, в постановлениях Глазкова основанием для закрытия административных дел по факту их малозначительности могли выступать такие аргументы, как данные о том, что виновные лица ранее к административной ответственности не привлекались. Или же «загладили» свою вину, вернув деньги в казну. Но, по закону, это отнюдь не свидетельствует о малозначительности правонарушения. Между тем ряд виновников не понесли наказания именно по этим причинам. К примеру - директор ФГУ «Пятигорский ГНИИК Росздрава» В. Васин, директор Нефтекумского филиала ФГУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» В. Высоцкий…

Дела об административных правонарушениях в отношении комитета СК по физической культуре и спорту и его председателя Н. Могилинца - это вообще особый случай. Глазков вынес постановления об их прекращении в связи с передачей материалов проверки в прокуратуру края. Однако по закону первоначально надо было рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела, так что протоколы об административных правонарушениях, говорится в проекте прокурорского представления, были составлены неправомерно.

Заподозрить работника главного финансово-надзорного органа страны, представляющего его интересы в крае, в незнании законов или неопытности, по меньшей мере, сложно. А потому, скорее всего, здесь другие причины. В марте нынешнего года заместитель прокурора края внес представление Глазкову об устранении нарушений законодательства. Однако последующая проверка показала, что руководитель краевого Росфиннадзора, контролируя целевое расходование бюджетных средств, по-прежнему допускает грубые нарушения КоАП РФ. В связи с этим проект представления содержит требование рассмотреть вопрос о привлечении Глазкова к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей.

В не меньшей степени коснулась прокурорская проверка и муниципальных образований. И здесь чиновники мало отличаются от своих «старших» товарищей. Все те же совмещение предпринимательской деятельности и муниципальной службы, непредоставление сведений о доходах и имуществе. Но есть и различия.

К примеру, представительные органы Степновского и Ольгинского сельсоветов, а также Советского муниципального района приняли решение создать три общественных фонда по сбору денежных средств, которые поступали в виде пожертвований от юридических лиц и предпринимателей. А в Левокумском районе были созданы внебюджетные фонды, которые «финансировались» физическими и юридическими лицами по принципу «безвозмездных и безвозвратных» перечислений.

Желание найти дополнительные средства можно понять. Но не таким образом должна была действовать власть, поскольку все эти решения противозаконны. Правовые акты органов местного самоуправления опротестованы, а фонды ликвидированы. Кстати, это не единственные факты «самоуправства» в районах. К примеру, глава села Мирного Благодарненского района установил запрет на реализацию алкоголя в определенные дни, а в Степновском районе депутаты «разрешили» работать торговым точкам и предприятиям общепита лишь до восьми часов вечера. Арзгирские народные избранники оказались «щедрее»: установили режим работы для предпринимателей, занимающихся розничной продажей пива, до десяти часов вечера. А в Железноводске глава администрации ограничил въезд в город маршрутным такси. Может, кто-то и посчитает, что все это было сделано во благо. Но не по закону.

Как сообщила прокуратура края, в нынешнем году на Ставрополье был выявлен 2841 факт нарушения законов о государственной, муниципальной службе и противодействия коррупции. С целью их устранения внесено 284 представления, принесено 174 протеста.

В крае возбуждено 303 уголовных дела коррупционной направленности. В том числе: по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) - 32 уголовных дела, по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) - 39, по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) - 17, по ст. 290 УК РФ (получение взятки) - 75, по ст. 291 УК РФ (дача взятки) - 11, по ст. 292 УК РФ (служебный подлог) - 129 уголовных дел.