Художники Сергей Паршин и Николай Вдовкин

Говорят, вода камень точит. А любовь и преданность своему делу совершают большее. Одним из доказательств высокой творческой востребованности заслуженного художника России, члена-корреспондента Академии художеств Николая Вдовкина стала экспозиция горячей эмали в стенах выставочного зала краевого отделения Союза художников РФ.

Дело в том, что речь идет не о персональной выставке известного всему миру эмальера, а о широком показе работ пяти десятков художников со всей России. Но и организатор, и «виновник» состоявшейся выставки именно он, Николай Вдовкин, поддерживаемый во всех начинаниях женой Валентиной.

– Семья Вдовкиных – большая находка для Ставрополья. Более полутора десятков лет назад Николай с семьей приехал в Минераловодский район, – рассказывает председатель Ставропольского отделения Союза художников России Сергей Паршин. – Обосновавшись в селе Побегайловка и открыв там мастерскую, Вдовкины из года в год собирали единомышленников, проводя семинары, пленэры, привлекая молодых художников, объединяя до этого разобщенных эмальеров, помогая совершенствовать их мастерство. Со временем семинары переросли в симпозиумы. Итогом последнего стала эта выставка. На ней представлено триста работ, каждая из которых – прекрасна, особенна… Думаю, что первая выставка горячей эмали в стенах Союза художников станет событием культурной жизни края и страны: ведь сюда съехались мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Волгограда, Ростова, Владикавказа, Нальчика, Новопавловска, городов Кавказских Минеральных Вод. Есть и ставропольчане – Сергей Маценко, Лилия Проститова.

Можно гордиться и тем, что в составе участников выставки два народных и пять заслуженных художников России, три академика Академии художеств РФ и тридцать лауреатов и дипломантов различных российских и международных конкурсов.

Большинство авторов являются членами Гильдии эмальеров Юга России, основанной все тем же Н. Вдовкиным. Деятельным оргкомитетом Гильдии налажены хорошие связи со знаменитейшим Лиможем (Франция), с городом Химро (Германия), где существует музей эмали.

– Я выезжаю с лекциями о работе с горячей эмалью в Германию, нахожусь в переписке, общаюсь со многими зарубежными коллегами. Наши семинары и симпозиумы сейчас стали международными, – замечает Вдовкин. – Мастера нашей школы ценятся и очень популярны за рубежом.

Эмальер – профессия редчайшая. И потому, что это искусство, кроме таланта, требует от художника больших материальных затрат, ведь работы выполняются на медных, стальных, а иной раз и золотых пластинках с использованием специальных по составу красок и высокотемпературных печей. И потому, что техники изготовления горячей эмали предполагают такие обязательные качества, как терпеливость, вдумчивость, усидчивость. Процесс обжига медной пластины с нанесенным на нее слоем краски необходимо тщательно контролировать: передержишь на мгновение – можешь потерять тот оттенок, к которому стремишься. И таких обжигов может быть до нескольких десятков. Творчество не из легких, скорее – тяжкий труд. Но тот, кто пришел в эту профессию, редко меняет ее на другую – уж очень процесс увлекательный и результат неожиданный, непредсказуемый.

– Казалось бы, неощутима разница нанесения краски на холст и на металл, – замечает художник Сергей Маценко. – Но при обжиге медной пластины при температуре 700-800 градусов цвет, свет, формообразование – эффекты, которых кистью не добьешься, радуют и удивляют, увлекая дальше. Я, например, за четырнадцать лет создал около двухсотпятидесяти эмалей.

У каждого художника здесь свой стиль. Произведения одних по-детски просты и наивны, других – трогательны и серьезны, иные работы представляют собой смесь ощущений – едва уловимых, но прекрасных.

– Работа с эмалью – это работа вслепую, – говорит художница из Петербурга Ольга Лысенкова. – Как будто крышка фортепиано опущена, а я играю по памяти, нажимая невидимые глазу клавиши. Это завораживает на всю жизнь! Очень люблю, когда получается не декоративная вещь, а ассоциативная.

Порадоваться за друзей-эмальеров в день открытия выставки пришли живописцы, архитекторы, дизайнеры. Добрую атмосферу зала переполнял шум обсуждений, творческих споров, возгласов, признаний. Известный ставропольский художник Евгений Кузнецов, со светлой улыбкой переходивший от одной работы к другой, поделился:

– Многие из этих работ мне известны. Молодцы ребята! По-моему, все удалось, выставка интересная, яркая. Радует разнообразие творческих подходов и эстетических позиций. Техника горячей эмали – декоративная, но здесь есть работы и философского плана. Элементы экспрессионизма, встречающиеся в эмалях, порой поражают...

Думаю, каждый здесь обязательно отыщет что-то свое, близкое и понятное. И обязательно откроет что-то необыкновенное, незабываемое. Многих посетителей поразили иконописные эмали, работы, обращенные к библейской тематике. Они, казалось, пронизаны светом вышним – искренни, выстраданы, чисты. Я наблюдала, как подолгу задерживались некоторые у иконописных ликов – строгих, все понимающих: с ними можно вести беседу, как с близкими душами.

Глянец, блики, переход тонов, оттенки, достигаемые огнем и терпением эмальера, детали, выписанные с изящной образцовой точностью, масса образов, глубина развития сюжета произведений, передача чувств на одном дыхании… И уносишь с собой в сердце тот лучик теплоты и нежности, ту крупицу грусти и мудрости, ту концентрированную каплю истинного, в которой отражен весь мир.

Мне очень понравились слова Шалвы Бедоева, уважаемого художника, профессора, члена Гильдии эмальеров Юга России. С огромной уверенностью, с почти юношеской запальчивостью он сказал о происходящем: «Это не Юг России – лицо России!»