- Дети все талантливы. Но счастлив тот, кто с самого начала встретит понимание и поддержку педагога, – говорит Вера Кононова, заместитель директора Ставропольской детской художественной школы, удобно расположившейся в здании на площади у Ангела. =Рисунок с выставки «Нарисуем наш город»

Эту школу отличает особая атмосфера. Ее чувствуешь сразу, поднявшись на второй этаж и войдя в коридор… нет, не коридор – выставочный зал. Там сейчас экспонируется выставка, посвященная Ставрополю. Впечатления от знакомства с работами ребят самые яркие. Понимаешь, что внимание, любовь, неравнодушное отношение к ученикам, идущие от мастеров живописи, работающих здесь, находят отклик в чутких и восприимчивых детских душах. Как удается, невзирая на многие трудности, заронить в сердца ребят зерна высокого искусства, человечности, сострадания, радости единения с миром?

– Лозунг нашей школы: «Ставрополь – город талантливых детей», – поясняет Вера Кононова. – Мы хотим дать им очень многое. Кроме обучения рисунку, живописи, наши ученики знакомятся с историей изобразительного искусства, историей костюма, архитектуры, узнают быт, нравы той или иной эпохи. Творчество – это свобода. Но кропотливый труд в изображении предметов, деталей, натуры требует от ребят большой внутренней дисциплины. Они учатся понимать мир, чувствовать его оттенки, сопереживать. И постепенно в каждом открывается свое видение, проступает своя манера письма, скрытые ранее таланты.

Мы – учреждение дополнительного образования детей, причем дополнительного эстетического образования. Не могу согласиться с теми, кто сравнивает нас с кружком или секцией в Доме детского творчества. Изначальная задача художественной школы – стать первой ступенью профессионального образования. Многие наши воспитанники в 14-15 лет, получив навыки работы в различной технике, с различными материалами, осознав свои способности, уже определяются с выбором будущей профессии. Они поступают в художественное училище, на факультеты дизайна, архитектуры различных вузов.

Но часть ребят приходит к нам потому, что им интересно узнать что-то новое, научиться рисовать, как говорится, «для себя». Иногда детей приводят родители, бабушки и дедушки – просто, чтобы без дела не сидели. И ребенок со временем меняется, становится наблюдательным, точным, аккуратным – попробуйте сесть за мольберт и нарисовать куб! Отбросив главное, найти второстепенное – штрихи, оттенки, чтобы куб стал «как живой». Сложно? Поэтому все дети у нас не простые. Все – особенные…

Это доказывают и работы ребят. В школе регулярно проходят различные тематические конкурсы. Например, один из них был посвящен декабристам. Преподаватели подробно знакомили детей с историческими событиями, с костюмами той поры, рассказывали о судьбах декабристов. И получились прекрасные художественные работы! Не так давно прошел конкурс, организованный российским фондом мира, «Россия – Япония». Педагоги устраивали в классах чайные церемонии, читали ученикам японскую поэзию, слушали вместе с ними музыку Страны восходящего солнца. Дети рисовали. 16 учащихся ДХШ получили призы регионального отделения фонда, их работы были отправлены на выставку в Японию. И как же гордятся педагоги, когда ребенок, пришедший заниматься лишь по настоянию родителей, первое время учившийся, что называется из-под палки, вдруг раскрывает здесь, в художественной школе, то, о чем не подозревали ни он, ни мама – способности. Обретает призвание.

Залогом успеха для ребенка, конечно, является встреча с хорошим педагогом. Если ученик любит и уважает своего учителя, то интерес к изобразительному искусству у него остается на всю жизнь. Потом такие выросшие дети сами приводят в ДХШ своих детей.

Есть у школы традиции. Одна из главных – дружба с краевым музеем изобразительных искусств, где в 1964 году и проходили первые занятия ДХШ. Недавно в изомузее состоялась выставка детских работ «Городской пейзаж», в которой участвовали и ребята из «художки». Месяц перед этим они провели на пленэре. Рисовали городские скверы, аллеи, улицы. Жюри поощрило сразу девять работ, а потом в Ночь музеев прошло незабываемое награждение победителей.

Коллектив школы благодарен краевым и городским властям за свое прекрасное здание в центре города. Школа вписалась в гармоничный культурный многоугольник: музей Гречишкина, изомузей, краеведческий музей имени Г. Прозрителева и Г. Праве.

Конечно, много и проблем. Нужен компьютерный класс. Давно необходима современная печь для обжига керамики… Сейчас обсуждается перспектива открытия вечерних классов, куда бы приходили люди любого возраста. Это тоже потребует определенных усилий. Но здесь работают оптимисты.

Елена ГОНЧАРОВА