Нельзя надежд не оправдать
Инициатором национальных проектов стала федеральная власть, позже добавив к ним в качестве приоритета еще и демографию. И факт «инициативы сверху» неминуемо наводит на мысль о том, что национальные проекты – это предвыборный PR и самой власти, и ее партии. Возник такой вопрос и на втором семинаре руководителей и обозревателей федеральных и региональных газет «Приоритетные национальные проекты», прошедшем в Москве. Это мероприятие продолжило реализацию программы «Перекресток национальных проектов», которую организовали Совет Федерации РФ, Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) и Генеральная дирекция международной выставки «ПРЕССА» при содействии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ, Общественной палаты России и национальной торговой сети «Перекресток».
И все-таки, пиарится ли власть? Сергей Большаков, член Центральной избирательной комиссии РФ, считает, что нет. Во-первых, сейчас нет федеральных избирательных кампаний. Во-вторых, пиариться таким образом - дело достаточно рискованное: вдруг заявленное сделано не будет. И, в-третьих, а это самое главное, все национальные проекты направлены на улучшение жизни людей, что и есть основная задача любой демократической власти.
Гораздо важнее для журналистов, подчеркнула исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская, разобраться с теми проблемами, которые – никто не скрывает – есть при реализации национальных проектов, проанализировать их и обратить на них внимание власти. Последняя же, как показал семинар, заинтересована в таком анализе. Потому что если и в этот раз ожидания населения будут обмануты, то о будущем говорить сложно. И о будущем страны. И о будущем власти.
Эта мысль прозвучала в выступлении Рафгата Алтынбаева, председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. Говоря о реализации национальных проектов по всей вертикали власти, он привел много убедительных примеров и фактов того, как «пробуксовки» образуются там, где их и не ожидали. Вот хотя бы такой. В последние годы – и это общероссийская тенденция – сокращалось количество проектных институтов всех профилей. И сейчас, когда для реализации национальных программ понадобились проектировщики и проекты, оказалось, что оставшиеся организации загружены сверх меры. В результате если раньше стоимость проектных работ составляла 12 процентов от общих вложений, то нынче за них приходится платить 19 процентов, практически пятую часть всей цены.
Еще одна идея, которая пока не работает, по мнению Алтынбаева, заключается в том, что национальные проекты есть задача для всех уровней власти. Зачастую же их реализация тормозится на региональном уровне, а муниципалитеты не считают эти программы своим делом. Кстати, по данным одного из социологических опросов, только три процента россиян знают, в чем же суть национальных проектов и что каждый из них может дать для любой семьи.
Нестыковок пока чересчур много, о чем говорили, в частности, в своих выступлениях на семинаре сотрудники Федерального агентства по строительству и ЖКХ Анатолий Мишанов и Дмитрий Якимчук. Несомненно, положительный факт, что в рамках жилищного национального проекта создан единый механизм выдачи жилищных сертификатов. Теперь он распространяется не только на военных (на которых он отрабатывался и оттачивался более десяти лет), но и на другие категории льготников – северян, чернобыльцев, мигрантов и т. д. Кстати сказать, объединение и «инвентаризация» всероссийской очереди льготников позволили сократить ее с 708 тысяч семей до 572 тысяч. Плохо то, что финансирование разных категорий очередников пока так и остается на разном уровне. Уже можно с определенной уверенностью прогнозировать, что к 2012 году не останется бесквартирных военнослужащих и чернобыльцев. Но так же уверенно можно говорить и о том, что если финансирование на жилье для северян не будет увеличено, то в год только четыре процента из них (ждут переезда «на материк» 146 тысяч семей) получат жилищные сертификаты.
Не меньше проблем и с реализацией национального проекта «Здоровье». Обозреватель «Известий» Татьяна Батенева пессимистично смотрит на будущее проекта, если оценивать его результаты будут по чисто внешним критериям – сколько новых машин «скорой помощи» и компьютеров поступило в лечебные заведения. Конечно, и компьютеры, и «скорые» - это хорошо. И чиновникам удобно отчитываться. Врачи поликлиник «в обмен» на приличную зарплату получили кучу бумаг, на заполнение которых, а отнюдь не на пациентов уходит их рабочее время. Больные же никаких перемен не почувствовали.
По мнению Батеневой, и не почувствуют. Потому что вкладывать деньги в систему здравоохранения, которая все последние годы не жила, а тихо умирала, не производя при этом реформ, все равно что пытаться наполнить водой дырявую бочку. Трудно мириться с тем, что терапевты не могут разобраться ни с чем, кроме гриппа и гипертонии, и отправляют больных к узким специалистам по поводу и без оного. В нашей стране эта участь постигает каждого третьего, за рубежом - только каждого десятого. И уж всем у нас известно, что «барашки в бумажке» - это норма, а не исключение российского здравоохранения.
В продолжение и расширение темы – выступление Александры Очировой – председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития. Как бы подводя итог дискуссии о разном отношении к национальным проектам, она подчеркнула их несомненную значимость. Впервые в истории постперестроечной России появилась стратегия социального развития. Согласитесь, это уже немало.
Говорили на семинаре и о средствах массовой информации, без которых государству не обойтись при реализации всех проектов. Председатель подкомитета по печатным СМИ Государственной Думы РФ Борис Резник привел данные из проекта бюджета на будущий год. Финансирование телевидения вырастет на 168 процентов (и, понятное дело, федеральные каналы получат львиную долю этих средств), газеты профинансируют на 104 процента, что даже ниже уровня инфляции (понимай правильно: дадут меньше). При этом затраты на производство газеты в два и три раза меньше той цены, которую берет «Почта России» за ее доставку. Это не только несправедливо, но и вредно для власти и общества. Но, увы, эту «вредность», видимо, кто-то хорошо лоббирует. Возможно, подчеркнул депутат, ситуацию изменит подготовленный законопроект, предусматривающий выделение средств, которые не будут, как раньше, розданы газетам, а направлены на решение кардинальных проблем российских печатных СМИ: снижение цен на бумагу, «укрощение» запредельных аппетитов «Почты России» и снижение НДС для печатных изданий.
Практически все выступающие говорили о тех надеждах, которые они возлагают на средства массовой информации в реализации национальных проектов. Помочь в этом должен Всероссийский конкурс журналистов федеральных и региональных СМИ «Перекресток национальных проектов». Организаторы - те же, что и одноименных семинаров, а спонсором выступит та самая национальная торговая сеть «Перекресток». И это вполне оправданно и закономерно. Рафгат Алтынбаев, говоря о будущем национальных проектов, в качестве генеральной задачи назвал подключение к их реализации бизнессообщества, подчеркнув при этом, что такое участие должно быть не только престижно, но и выгодно для предпринимателей.