Кулибины хорошо, а господдержка лучше
Если говорить об общей оценке развития АПК с позиции статистики, то она достаточно стабильна, налицо рост валовых показателей, особенно в производстве зерновых. В то же время реального улучшения благосостояния селян, самих сельхозпроизводителей, не происходит», - заметил А. Коробейников. Более того, по его мнению, идет обратный процесс – разваливание социальной инфраструктуры села, из которого без оглядки в город бежит молодежь.
В сельхозпредприятиях сокращается и сам фронт работ, продолжается спад поголовья животных. Впрочем, удой на одну фуражную корову по сравнению с прошлым годом вырос на 16 процентов, или 412 килограммов, что считается неплохой прибавкой продуктивности. Надежда, в том числе - на строительство и реконструкцию молочно-товарных ферм в рамках нацпроекта.
Один из вариантов повышения эффективности работы любого предприятия – привлечение инвестиций. Но с ними тоже туговато. По словам А. Коробейникова, объем иностранных инвестиций по сравнению с прошлым годом уменьшился в три раза. Меньше направляется средств и на развитие производства. В последнее время парк сельхозмашин держится исключительно благодаря изобретательности механизаторов и специалистов – кулибиных, которые умудряются поддерживать стареньких железных коней в боевой форме.
Но надолго ли их еще хватит? В краевом минсельхозе выход из ситуации видят, в частности, в создании сети зональных МТС (машинно-тракторных станций). Пять компаний, в том числе и зарубежные инвесторы, уже готовы оказывать такого рода услуги. Кроме того, в крае работает лизинг сельхозтехники. В первом полугодии закуплено 240 единиц техники, в том числе 12 комбайнов. Но это обновление не соответствует потребности. По мнению министра сельского хозяйства В. Кулинцева, спасти ситуацию смогла бы национальная программа «Техника для села». «Мы стоим перед вступлением в ВТО, сегодня ясно, что со своей старой техникой, технологиями вчерашнего дня российские сельхозпроизводители будут неконкурентоспособны».
Животноводы в рамках нацпроекта получили шанс оснастить свое производство с привлечением новейших технологий и оборудования. Правда, пока таких примеров единицы, они своего рода маяки в агропромышленном комплексе. Всего в этом списке 18 объектов, их проектная мощность – 7,8 тыс. голов крупного рогатого скота и 133,5 тыс. свиней. Выделенный лимит субсидий на уплату процентной ставки по привлеченным кредитам на строительство и реконструкцию животноводческих помещений составляет 113,4 млн. руб. Сумма инвестиционного кредита -полтора миллиарда рублей. Стоит заметить, что по реализации этого направления проекта – ускоренному развитию животноводства - Ставрополье удерживает лидирующие позиции. Так, по темпам прироста производства свинины наш край занимает второе место, уступая лишь Московской области.
Вместе с тем, на пути успешного выполнения нацпроекта немало препятствий. Сложно решается вопрос по отводу под строительство земель, подготовке проектно-сметной документации. Другая беда, которая в основном затрагивает малые формы хозяйствования, - длительность оформления документов для выдачи кредитов в региональных филиалах «Россельхозбанка».
В связи с этим краевой минсельхоз обратился к своим коллегам в федеральное ведомство, а также в головной офис банка с двумя просьбами - наделить его региональные филиалы самостоятельными полномочиями при выдаче заемных средств, предусмотренных нацпроектом, и увеличить предельный лимит денежной массы Ставропольскому филиалу «Россельхозбанка».
Определенные сложности возникают и при создании сельхозкооперативов - снабженческо-сбытовых, торгово-закупочных, перерабатывающих, потребительских, кредитных. В тринадцати районах и одном городе их появилось уже три десятка. На поддержку развития сельхозпо-требкооперации привлечено 50 млн. руб. льготных кредитов. Сеть сельхозкооперативов могла быть еще шире, если бы не жесткие требования залоговой базы. «Как выясняется в ходе бесед с главами поселений, при рассмотрении проектов муниципальных бюджетов на 2007 год средства на поддержку потребительских кооперативов не предусматриваются, - замечает В. Кулинцев. - В связи с этим встает вопрос создания специальных фондов, дающих определенные гарантии на обеспечение привлекаемых кредитов за счет средств регионального бюджета и формирования краевого и муниципальных залоговых фондов». Именно по такому пути уже пошли в Мордовии, Белгородской, Саратовской областях, некоторых других регионах. Их опыт, бесспорно, был бы интересен и для Ставрополья, отмечали участники встречи.
По итогам работы круглого стола решено было обратиться к российскому и краевому правительству, в Госдуму края, различные федеральные структуры с предложениями, включающими комплекс мер по успешной реализации нацпроекта в сфере АПК. Среди них – скорейшее принятие федерального закона «О развитии сельского хозяйства», разработка аналогичного краевого законопроекта, в котором бы регламентировались взаимоотношения сельхозпроизводителей с владельцами земельных паев. В списке предложений также подготовка краевой комплексной программы АПК, включающей и проекты развития сельского хозяйства в каждом районе.