Виктор СОЛОМКО

Если быть предельно справедливым, хотелось бы, чтобы в бюджете края было больше средств. Бюджет на этот год – 25 млрд. рублей, что на три миллиарда больше, чем в прошлом году. К тому же по итогам первого полугодия удалось собрать гораздо больше налогов, чем планировали. Добиться этого удалось за счет эффективной работы промышленности и повышения собираемости налогов. Надо сказать, что экономика Ставрополья имеет все-таки позитивное развитие.

Тем не менее, несмотря на то, что потенциал края велик, сегодня регион сталкивается с постоянной нехваткой денег, которые можно было бы пустить в производство, закупить на них более современные технологии, оборудование и быстрее получить еще более высокий результат. Правительство края старается решать эту проблему в меру своих возможностей – оказывает помощь в форме субсидий. Но эта помощь охватывает не всех, и ее недостаточно.

Впрочем, это проблема не одного Ставрополья, а всей матушки России. Я согласен с теми, кто говорит, что правительство РФ создало непонятный стабилизационный фонд, который лежит без движения. Думается, он все же нужен, но в то же время не надо забывать про российского предпринимателя. В конце концов именно от успехов нашего предпринимательства зависит казна России. Будет больше налоговых отчислений – будет больше возможностей для обеспечения бюджетников, пенсионеров, малообеспеченных слоев населения...

Сегодня краевое правительство ведет активную работу по привлечению инвестиций в экономику края. В частности, разрабатан проект создания на Ставрополье двух оффшорных зон: на территории Невинномысска и на территории Кавказских Минеральных Вод. Если этот проект воплотится в жизнь, то в край пойдут крупные инвестиции. И бюджет получит мощный толчок. Что же до реальности этого проекта, то, считаю, у нас есть все основания рассчитывать на успех, в котором заинтересован каждый предприниматель, проживающий в крае.

В последние годы в крае растет количество предприятий малого и среднего бизнеса. Но – повторюсь – хотелось бы, чтобы их было еще больше. А для этого нужно, чтобы краевое и федеральное правительства уделяли больше внимания предпринимательству, где задействовано большое количество активных людей.

Многие бизнесмены жалуются на коррупцию, которая мешает им развивать свой бизнес теми темпами, которыми им хотелось бы. И я их понимаю. В сегодняшней России создан огромный чиновничий аппарат. Мне пришлось встречаться с нашим президентом, и он спросил у меня: «Что больше всего сегодня мешает вам работать?» И я ответил, что за работой возглавляемого мной предприятия ОАО «Холод» каждый день следят 53 органа, которые контролируют каждый наш шаг. Это страшное количество. И оно растет.

Ни для кого не секрет, что подчас нужны огромные усилия, чтобы получить нужную подпись. Добиваешься права на строительство или реконструкцию, проходит не один день и не один час, а полугодия и годы. И это не способствует развитию малого и среднего бизнеса, а значит – территорий, республик, краев и областей, всей страны.

Депутаты краевой Думы нацелены на то, чтобы изменить ситуацию. Я, например, предлагал использовать опыт «одного окна», существующий сегодня в Москве. Когда человек приходит в одну инстанцию и решает все свои проблемы, получая максимум услуг. Считаю, что власти края в силах решить эту проблему. Просто нужно желание и энтузиазм руководителей, местных депутатов. Надо найти волевое решение, собрать всех заинтересованных лиц и предпринять все, чтобы нашим людям было комфортно и удобно. Это же парадокс: чтобы отдать свои деньги, человек должен отстоять очередь!

Главной целью моей депутатской программы было облегчение участи жителей нашего края, которые стали заложниками непонятной экономики. Сегодня очень низкий прожиточный минимум, и это сильно сказалось на благосостоянии пенсионеров, участников Великой Отечественной войны, учителей, медработников, жителей сельской местности.

Главной победой считаю победу в битве за тарифы. В связи с этим хочу поблагодарить своих коллег-депутатов за то, что мы с ними были практически единодушны в плане понимания ценовой политики. Ведь из года в год цены на услуги водо-, газо-, тепло- и электроснабжения растут. Были даже парадоксальные моменты, когда тарифы на Ставрополье превышали среднероссийские. На начало нынешнего года по некоторым показателям предполагалось поднять тарифы на 38%. Но в результате активной работы краевых депутатов удалось сравнять наши тарифы с общероссийскими нормами. Мы инициировали слушания, приглашали руководителей всех заинтересованных ведомств, активно обсуждали все причины и обстоятельства, которые заставляют их идти на повышение тарифов, и в результате находили компромисс.

В нынешнем году мне также удалось решить вопрос по подготовке школ края к первому сентября. Речь идет об оснащении учреждений образования противопожарным оборудованием. Я призвал депутатов изыскать средства на эти цели. В результате было найдено 73 млн. рублей, которые пошли на решение проблемы противопожарной безопасности учебных заведений.

Сегодня я активно подключаюсь к решению проблемы улучшения материального состояния опекунских семей. Конечно, в Думе есть социальный комитет, который вплотную занимается этими проблемами, но мне как депутату по городу Пятигорску приходится работать с людьми, моими избирателями, о чьей боли и отчаяньи я слышу каждый день, а поэтому занимаюсь и буду заниматься этими вопросами.

В краевом парламенте ведется активная законотворческая деятельность. Мы стали работать с законом о реформе местного самоуправления на год раньше, чем парламенты других регионов страны. Да, сегодня мы видим его пробелы, неувязки, нестыковки, которые все больше и больше всплывают. Чтобы довести реформу до совершенства, приходится много трудиться, постоянно выходить с инициативами в Государственную Думу РФ.

Тем не менее уверен – за этим законом будущее. Ведь его разработчики предполагали прежде всего дать самостоятельность муниципальным образованиям, чтобы уменьшить их экономическую зависимость. Главная идея закона – дать территориям возможность развиваться, создать условия для проявления инициативы в низах. Ведь раньше как было? Если что-то нужно, поехал в Москву, попросил, если дали, хорошо... А новая система предполагает, чтобы руководители на местах изучали все потенциальные возможности своего населенного пункта и сами находили выход из трудностей.

Сейчас многие руководители муниципалитетов жалуются на то, что им дали полномочия, которые не подкрепили деньгами. Но 131-й закон как раз и предполагает, чтобы каждый искал внутренние резервы, а не ограничивал свою власть просьбами из разряда «дайте денег!». К сожалению, наш народ еще не избавился от этой болезни. Тем не менее весь мир сегодня работает по такой схеме. И я уверен, что мы тоже научимся.

Особое направление моей депутатской деятельности – налоговая политика. Сегодня муниципальные образования сталкиваются с тем, что львиная часть собираемых ими налогов уходит в центр, а на местах остаются крохи. Отношусь к этому с пониманием. Ведь государственные вопросы – это вопросы первостепенной важности. И мы на местном уровне порой можем недооценивать их значимость. Между тем проблемы государственной безопасности требуют сегодня огромной финансовой поддержки.

Другое дело, как добиться разумного процентного соотношения налогов, которые уходят в центр, и налогов, которые остаются в местной казне. Думаю, депутаты краевой Думы в силах повлиять на справедливое решение этого вопроса. Я высоко оцениваю профессиональный уровень депутатского корпуса краевой Думы. Мне посчастливилось работать с прекрасными людьми, в которых сочетаются опыт, знания и мудрость. В наших силах добиваться лучшей жизни для жителей Ставрополья.

Виктор СОЛОМКО,

Депутат Государственной Думы Ставропольского края