00:00, 18 августа 2006 года

Учительнице поставили оценку

Когда она узнала эту новость, не могла сдержать слез.

- Я ведь даже не собиралась в конкурсе участвовать, - рассказывает Зинаида Григорьевна, - думала, это больше для молодых, а мне-то куда?

Насчет «куда» - это она, конечно, скромничает. Учитель высшей категории, отличник народного просвещения, а главное - человек, профессиональная жизнь которого тесно связана с сельской школой… Из пяти педагогов Минераловодского района, выигравших президентский грант в рамках национального проекта «Образование», Зинаида Беседина - единственный представитель сельского учительства.

- Это меня коллегии уговорили подать документы на участие в конкурсе, - говорит победительница, - сама бы я никогда не решилась. А тут быстренько все написала, поселковая администрация дала рекомендацию: они ведь меня хорошо знают. Родительский комитет, профком и коллектив школы свои отзывы написали. Так что я не считаю эту победу моей собственной. Это - победа нашей школы и всего поселка Новотерского. И лучшее доказательство того, что сельская школа ни в чем не уступает городским. Лично я в этом никогда не сомневалась.

Школа

Школа № 11 поселка Новотерского расположена в окружении гор Змейки, Бештау, Развалки и Железной. Человеку постороннему трудно представить, как можно сосредоточиться на учебе, когда за окнами открывается такой вид на сказочно-красивую долину. Но ученики и учителя привыкли не отвлекаться на пейзажи, потому что жизнь внутри школы всегда кипит…

В начале 90-х годов в Новотерку хлынул поток беженцев из Армении, Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Украины, Белоруссии… А еще есть немцы, греки, турки и иезиды (так называется народность, проживающая на границе Турции и Армении).

В считанные месяцы обычная сельская школа превратилась в многонациональное образование, говорящее на нескольких языках. Учителя хватались за головы, не зная, как совместить разные привычки, нравы и моральные ценности своих учеников. Как объяснить детям, отцы которых, например, воевали по разные стороны баррикад, что сейчас они живут в России и все, что было, – осталось в прошлом?…

И тогда директор школы Лариса Борисовна Калантарова разработала уникальную программу под сложным названием «От безнациональной унитарной школы к этнической дифференциации образования, развитию своего неповторимого «я», которая стала своеобразным сводом правил и положила конец многонациональному хаосу. Уважение к любой нации и этнокультурный (русский) компонент в преподавании любого предмета стали теми столпами, на которых новотерская школа стоит до сих пор.

А несколько лет назад школа стала участником краевой программы по здоровьесберегающим технологиям. С тех пор у центрального входа висит огромный плакат: «Школа - это источник жизни». Согласитесь, под таким девизом приятно каждый день ходить на занятия.

Физминутки являются здесь обязательной частью уроков, спартакиады сменяются «Зарницами», конкурсами и смотрами. Уроки чередуются с классными часами, устными журналами и презентациями на темы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Наркотики - проблема века», «Здоровый образ жизни - это круто!» и т.д.

Результат налицо: за всю свою историю школа никогда не за-крывалась на карантин.

Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить…

«Мы ведем уроки вместе!»

Но вернемся к героине нашей статьи.

- Может, это и банально звучит, но учительницей я мечтала быть с детства, - рассказывает Зинаида Григорьевна. - Всегда в школу играла…

После окончания Ставропольского педагогического института она по распределению поехала в школу села Розовка Минераловодского района и проработала там учителем химии ровно год. Потом - замужество, рождение сына, переезд в Минеральные Воды. Первое время Зинаида Григорьевна работала в гимназии №2, которую до сих вспоминает с особой теплотой и считает, что именно там сформировалась как учитель вообще и химик - в частности. Затем, устав ждать квартиру в городе, она перевелась в Новотерскую школу - поближе к дому в поселке Змейка и к детям, которых к этому времени стало уже двое.

- В новой школе меня потрясли необыкновенная красота, дружный коллектив и очень открытые дети, - вспоминает Зинаида Григорьевна. - А еще мне нравилось, что школа жила насыщенной жизнью. Мы постоянно принимали участие в каких-то конкурсах, проектах, программах. Наши дети побеждали на олимпиадах, в «Зарницах», показывали высокие результаты на городских, районных и краевых соревнованиях. Выпускники поступали в престижные вузы, и это давало нам уверенность, что мы делаем настоящее, нужное дело. Поэтому когда наша семья наконец получила долгожданную квартиру в городе, я уже и представить себе не могла, чтобы перевестись в другую школу. Так и езжу до сих пор – из Минвод в Новотерку. Каждый день. Но, когда ноги сами на работу несут, - дорогу не чувствуешь!

Высокую президентскую награду Зинаида Григорьевна получила за авторскую методику преподавания химии, в основе которой лежит индивидуальный подход к каждому ученику. На практике это выглядит так: по каждой теме разрабатываются индивидуальные задания, что позволяет детям с разным уровнем знаний и способностей получать дифференцированные оценки. При этом главный акцент делается на умении ребенка самостоятельно освоить учебный материал, на навыках добыть необходимую информацию из всех возможных источников, начиная от словарей и справочников и заканчивая интернетом.

- Моя методическая программа так и называется – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке», - рассказывает Зинаида Григорьевна. - Я добиваюсь того, чтобы на уроках ребята были не простыми слушателями и зрителями, а участниками учебного процесса. Для этого все средства хороши: работа в группах и в парах, взаимообмен самостоятельно найденной информацией, химический эксперимент, презентации индивидуальных проектов… Дети очень любят такие формы обучения. С удовольствием готовят свои доклады, предлагают идеи, темы… То есть мы ведем уроки вместе. Я уверена, что самый короткий путь к знаниям - деятельность.

Многие ученики Зинаиды Григорьевны посвятили свою жизнь педагогике. Есть среди них и учителя химии, врачи, фармацевты. Многие выпускники блестяще поступают на бюджетные отделения лучших вузов страны, вызывая недоумение их преподавателей: «Это правда, что вы закончили сель-скую школу?»

- Раньше в нашей школе учились дети рабочих конезавода,- рассказывает Зинаида Григорьевна. - Но в последние годы коттеджи здесь растут на глазах – экологически чистое место привлекает обеспеченных и влиятельных людей, которым бы не составило особого труда возить своих детей в городские школы. Но они знают, что в этом нет необходимости. Наша сельская школа дает прекрасные знания – плацдарм для дальнейшей учебы. Здесь работают высококлассные учителя под руководством молодого энергичного директора Алексея Владимировича Николаева. У нас настоящая команда единомышленников.

В конце беседы я задала Зинаиде Григорьевне главный вопрос:

- На что потратите президентские деньги?

- Очень хотелось бы - на путешествия. Давно мечтаю съездить в Германию – столько слышала об этой стране, а вот побывать там ни разу не довелось. Но эти деньги пойдут на погашение кредита. Ничего… В Германию как-нибудь в другой раз…

Лариса Кулагина