00:00, 5 августа 2006 года

Мобильное окультуривание

Для того, чтобы понять, о чем идет речь, достаточно спросить самого себя об отношении к трезвонящим мобилкам в общественных местах, например, в кинотеатре во время просмотра фильма или в храме во время службы, на ответственном совещании или в салоне маршрутного такси, и так далее. Как объяснить маленькому ребенку, что раздающиеся из кармана «дяди» или «тети», например, нецензурные скороговорки – это всего лишь телефонный сигнал. Проведенное исследовательским холдингом «ROMIR Monitoring» исследование представлений о мобильном этикете показало, что абсолютное большинство придерживается мнения, что мобильное общение не должно мешать окружающим. Однако исследования показали, что всего лишь половина опрошенных выключают мобильный телефон при посещении театров, выставок, кино и концертов и не отвечают на звонки во время бизнес-встреч. 82 процента респондентов считают запрет на разговоры по мобильному телефону за рулем автомобиля исключительно требованием безопасности, но лишь 13 процентов водителей не отвечают на звонки во время управления автомобилем. При этом половина опрошенных заявила, что не знают правил мобильного этикета.

Для того, чтобы найти выход из ситуации, «Билайн» организует круглые столы, на которых авторитетные люди обсуждают тему мобильного окультуривания населения. Недавно подобная акция состоялась в Ростове-на-Дону. В качестве экспертов были приглашены олимпийский чемпион и пятикратный чемпион мира Андрей Чемеркин, автор детективных бестселлеров Даниил Корецкий, редактор «Ставропольской правды» Василий Балдицын и другие известные персоны.

- Мы надеемся, что обсуждение вопросов мобильного этикета людьми, имеющими общественный вес и авторитет, поможет решить эту проблему, - обозначил тему коммерческий директор Южного региона «Билайн» Дмитрий Морозов.

Затем приглашенные эксперты убедительно рассуждали на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Разногласия возникли только в способах внедрения правил мобильного этикета в жизнь. Например, Андрей Чемеркин считает, что необходимо законодательно запретить разговаривать по телефону в момент управления автомобилем. Василий Балдицын призвал инициатора хартии – компанию «Билайн» - экономически поощрять культурных абонентов, проводить конкурсы и так далее. Большинство же экспертов, сплотившихся вокруг заместителя декана факультета управления Кубанского госуниверситета Татьяны Арловой, напирали на широкую пропаганду в обществе правил «мобильного этикета», что в конечном итоге приведет, мол, к окультуриванию россиян. Однако умудренный жизненным опытом Даниил Корецкий отнесся к этой идее скептически.

- В 70-е годы, когда я работал в прокуратуре, нам ставилась задача: для снижения уровня преступности просвещать юридически различные коллективы. В реальности оказалось, что как раз правонарушители великолепно знают Уголовный кодекс, а законопослушные граждане в этом, в общем-то, мало нуждались, и идея потерпела фиаско, - сказал он.

Не выработав четких механизмов внедрения правил мобильного этикета, что, впрочем, и не являлось целью круглого стола, эксперты подписали Хартию мобильного общения, в которой призвали ответственных граждан выключать мобильный телефон в тех случаях, когда использование радиосвязи может подвергнуть опасности жизнь других людей; выключать хотя бы звук на спектаклях, киносеансах, концертах, в музеях и выставочных залах, во время церемоний и ритуалов; пользоваться устройством «хэндс-фри» во время управления транспортом. В общественных местах (кафе, рестораны, магазины, транспорт) мобильный телефон следует использовать с наименьшим уровнем громкости сигнала и с уважением к окружающим.

Казалось бы, проблема мобильного бескультурья обозначена, обсуждается, и все соглашаются, что надо быть воспитанными и этичными пользователями мобильной связи, но... Скорее всего все останется по-прежнему. Дело в том, что декларируемые хартией правила несколько противоречат внедряемой сотовыми операторами концепции: «мобильная связь везде и всегда». Абоненту чуть ли не ежеминутно вбивается в голову «звони», «звони», «ЗВОНИ». «Чем больше говоришь, тем дешевле», «ночью бесплатно», «звони и живи на яркой стороне» - вот только несколько примеров рекламных слоганов. При этом сотовые операторы не горят желанием финансировать распространение правил мобильного этикета в обществе.

- Купить культуру невозможно, - сказал в итоге Дмитрий Морозов.

Это бесспорно, но ведь можно последовать примеру табачных или алкогольных компаний и разместить на рекламе и пакетах тарифных планов с сим-картами надпись «Абоненты! Будьте взаимовежливы, помните, что рядом с вами могут быть люди» и напечатать тезисы из Хартии мобильного общения. Глядишь, кто-нибудь и задумается и уже не сможет сказать, что не знаком с правилами хорошего мобильного тона.