Бремя попсы
В те давние-давние времена ставропольская баня на улице Ленина казалась похожей на закопченную пещеру с первобытными посетителями – так видели эту картину детские глаза. И… о, чудо! Всякий раз, когда даже в зимние холода наша семья приходила в баню и, купив дешевенькие билетики, становилась у стены в очередь, из репродуктора неслись дивные звуки. «Сен Санс, «Лебедь», - торжественно объявлял женский радиоголос, и баня замирала. Невидимый белоснежный лебедь беззвучно скользил на черной глади невидимого озера… Следом звучало «Болеро» Равеля.
В те давние времена классическая музыка была привычным фоном повседневной жизни, и никого это не удивляло. Тогда не было свободы в нынешнем понимании этого слова, но не было и попсы. А как же, спросят, «Мишка, Мишка, где твоя улыбка…» Или неправдоподобно стерильные «Ландыши» - разве это не попса? Нет, не попса. Легкая популярная музыка, в том числе и классическая, существовала всегда, но попса – порождение современного мира. Кстати, словечко это – не жаргон, а термин, вошедший в новые словари и вобравший в себя оттенок пренебрежения. Попса – это прежде всего имитация, подделка, заменитель. Сведение истинного к неистинному, внешне яркое, но имеющее низкое качество. Известный рок-певец Юрий Шевчук (и не он первый) наше время назвал временем попсы. «Политика, искусство, отношения – все попса…». Не попса, однако, сам Шевчук. Он искренен, в том, что он делает, есть правда, над которой не хлопочут дорогостоящие имиджмейкеры. И мы это интуитивно распознаем.
Горький шоколад или карамелька?
И все-таки, чтобы попса превратилась в явление, то есть вышла за пределы породившего ее шоу-бизнеса, надо, чтобы она стала ведущим стилем и принципом современной культуры, живущей по законам рынка. В том, что в России попса стремится заполонить собою все, сомневаться уже не приходится, но не будем навязывать выводы и прогуляемся по этажам современной жизни.
Образование. Его качество и характер определяются состоянием экономики. Если все держится на «трубе», высшее образование, и прежде всего элитное, будет деградировать и разрушаться. Зачем учиться, если образование не связано с профессиональной занятостью? Впрочем, учитесь, покупайте экзамены и дипломы, но зарабатывать на жизнь будете сами – где хотите и как хотите.
Товарный рынок. Странное дело, раньше не было никакого рынка, но базары ломились от изобилия, по крайней мере, всего хватало. Теперь же строим рыночное общество, а рынки словно бы исчезают. Если отовсюду убрать видимость: баночки, коробочки, наклеечки да еще однообразный китайско-турецкий ширпотреб, вытесняющий все и вся, насущного продукта останется не так уж и много, до дефицита рукой подать.
Культурный рынок. В литературу, культуру, политику, масс-медиа попса ринулась сразу же, как только замаячила свобода. Приватизационные чеки, имиджи, рейтинги, наличие оппозиции, не опасной для власти, партийный бизнес, когда олигарх покупает партию, а она проталкивает необходимые ему законы, и прочая, прочая… Кто-то бросился читать новую литературу и упивается Паоло Коэльо? Пусть он прочитает великие кодовые романы Маркеса и поймет: Маркес – это горький шоколад, а Коэльо… Да, все та же Латинская Америка, но… карамелька. Так же, как Мураками – опопсированный Окутагава, а Виктор Ерофеев с его «Русскими цветами зла» - опопсированный Бодлер…
Патриотические молодежные движения. Вчера, например, о них ни словом ни духом, а сегодня вдруг ниоткуда уже тысячи – в дорогой униформе, ничем не рискующие «Наши» или «Молодая гвардия». Будущая элита. Или попса? Упитанные юноши и девушки, якобы куда-то ведущие новое поколение. Только куда и к каким целям?
Кино, телевидение, СМИ – особый разговор, но если коротко, это могущественный инструмент формирования сознания, вкусов и чувств. Одновременно и бизнес, и нечто большее, выходящее за его пределы. Зрелища и прежде всего ТВ превратились в коллективную власть, которой поклоняются миллионы. Ну а квинтэссенцией попсы, конечно же, стала реклама. Экономический успех, стильный образ жизни, спортивность, активность, удовольствия. Денежный тоталитаризм. Манящие социальные миражи…
Свобода безнравственности…
О современной культуре и новом стиле можно говорить с горечью, возмущением и надеждой. Но в конце концов все упирается в один и тот же простой вопрос. Все ругают ТВ, пошлость, попсу и… все это потребляют. Ну, казалось бы, сам Бог велел объединиться родителям всея Руси и защитить нравственность своих детей. В той же Америке существует сразу два комитета по защите детской нравственности, в семнадцати развитых странах они есть тоже. У нас же закон о создании подобной организации отклонил в свое время Ельцин, да и сейчас его пробить не могут. Грех, поставленный на коммерческий поток, – это миллионы и миллиарды долларов. К тому же попса (и в этом ее тайная сила) действует как наркотик, снимающий реальную боль. Вместо настоящих проблем – искусственные, в декорациях красивой жизни. «Нет проблем!» - вообще любимый девиз попсы, и это к ней привораживает.
И еще: во все времена, при любом строе людей бережет неписаный закон психологических компенсаций. В советские времена он тоже великолепно срабатывал. Не можем поехать в Париж, зато мы – самая читающая страна в мире! Сегодня другие песни, и компенсацией служит идея свободы. «Да, - учат нас «очаровательная» Хакамада и скрипучая Новодворская, - в стране шесть миллионов наркоманов, но мы можем сидеть и нормально говорить об этом». Какое счастье… Свободу они приспосабливают к попсе. Но ведь истинная свобода начинается там, где есть выбор между добром и злом. А если понятия добра и зла размыты? Что теперь хорошо, что плохо, не всякий и разберется! Но если нет добра и зла, значит, нет и свободы?..
…или справедливости?
Время попсы мы приняли как бремя. Но надежда умирает последней. Надежда есть. Во-первых, культурную преемственность времен и поколений пытается сохранить провинциальная Россия. Во-вторых, о правде жизни откровенно и резко заговорила наконец власть. И, в-третьих… Сравним Россию с Америкой, откуда вот уже 20 лет веет ветер перемен. В США двойные стандарты в политике и морали не воспринимают как национальную катастрофу. Для них это норма, лишь повышающая их мобильность. Они по этому поводу не комплексуют. У нас же в отсутствие социальной справедливости, здоровой государственной и культурной политики страна не может жить и развиваться. Впрочем, мы по этому поводу тоже не комплексуем, мы просто раньше срока умираем. Да как же так, ведь мы только что говорили о надежде? Но надежда заключается в правде: на лицемерии и попсе, как на песке, дом по имени Россия стоять не будет, а значит…
Возродить дух старых времен невозможно. Нельзя прийти в ту же самую баню и вновь услышать небесную скрипочку Сен Санса. Или наивные «Ландыши», которые светлого мая привет… Но жизнеспособный дух можно принять в себя и воздействовать на жизнь изнутри. И это для начала не так уж и мало. Попса, если хотите, больше всего и боится-то силы зрелого духа.
Материал публикуется в рамках конкурса, объявленного Российской партией Жизни и Союзом журналистов России.