Бремя попсы
В те давние-давние времена ставропольская баня на улице Ленина казалась похожей на закопченную пещеру с первобытными посетителями – так видели эту картину детские глаза. И… о, чудо! Всякий раз, когда даже в зимние холода наша семья приходила в баню и, купив дешевенькие билетики, становилась у стены в очередь, из репродуктора неслись дивные звуки. «Сен Санс, «Лебедь», - торжественно объявлял женский радиоголос, и баня замирала. Невидимый белоснежный лебедь беззвучно скользил на черной глади невидимого озера… Следом звучало «Болеро» Равеля.
В те давние времена классическая музыка была привычным фоном повседневной жизни, и никого это не удивляло. Тогда не было свободы в нынешнем понимании этого слова, но не было и попсы. А как же, спросят, «Мишка, Мишка, где твоя улыбка…» Или неправдоподобно стерильные «Ландыши» - разве это не попса? Нет, не попса. Легкая популярная музыка, в том числе и классическая, существовала всегда, но попса – порождение современного мира. Кстати, словечко это – не жаргон, а термин, вошедший в новые словари и вобравший в себя оттенок пренебрежения. Попса – это прежде всего имитация, подделка, заменитель. Сведение истинного к неистинному, внешне яркое, но имеющее низкое качество. Известный рок-певец Юрий Шевчук (и не он первый) наше время назвал временем попсы. «Политика, искусство, отношения – все попса…». Не попса, однако, сам Шевчук. Он искренен, в том, что он делает, есть правда, над которой не хлопочут дорогостоящие имиджмейкеры. И мы это интуитивно распознаем.
Горький шоколад или карамелька?
И все-таки, чтобы попса превратилась в явление, то есть вышла за пределы породившего ее шоу-бизнеса, надо, чтобы она стала ведущим стилем и принципом современной культуры, живущей по законам рынка. В том, что в России попса стремится заполонить собою все, сомневаться уже не приходится, но не будем навязывать выводы и прогуляемся по этажам современной жизни.
Образование. Его качество и характер определяются состоянием экономики. Если все держится на «трубе», высшее образование, и прежде всего элитное, будет деградировать и разрушаться. Зачем учиться, если образование не связано с профессиональной занятостью? Впрочем, учитесь, покупайте экзамены и дипломы, но зарабатывать на жизнь будете сами – где хотите и как хотите.
Товарный рынок. Странное дело, раньше не было никакого рынка, но базары ломились от изобилия, по крайней мере, всего хватало. Теперь же строим рыночное общество, а рынки словно бы исчезают. Если отовсюду убрать видимость: баночки, коробочки, наклеечки да еще однообразный китайско-турецкий ширпотреб, вытесняющий все и вся, насущного продукта останется не так уж и много, до дефицита рукой подать.
Культурный рынок. В литературу, культуру, политику, масс-медиа попса ринулась сразу же, как только замаячила свобода. Приватизационные чеки, имиджи, рейтинги, наличие оппозиции, не опасной для власти, партийный бизнес, когда олигарх покупает партию, а она проталкивает необходимые ему законы, и прочая, прочая… Кто-то бросился читать новую литературу и упивается Паоло Коэльо? Пусть он прочитает великие кодовые романы Маркеса и поймет: Маркес – это горький шоколад, а Коэльо… Да, все та же Латинская Америка, но… карамелька. Так же, как Мураками – опопсированный Окутагава, а Виктор Ерофеев с его «Русскими цветами зла» - опопсированный Бодлер…
Патриотические молодежные движения. Вчера, например, о них ни словом ни духом, а сегодня вдруг ниоткуда уже тысячи – в дорогой униформе, ничем не рискующие «Наши» или «Молодая гвардия». Будущая элита. Или попса? Упитанные юноши и девушки, якобы куда-то ведущие новое поколение. Только куда и к каким целям?
Кино, телевидение, СМИ – особый разговор, но если коротко, это могущественный инструмент формирования сознания, вкусов и чувств. Одновременно и бизнес, и нечто большее, выходящее за его пределы. Зрелища и прежде всего ТВ превратились в коллективную власть, которой поклоняются миллионы. Ну а квинтэссенцией попсы, конечно же, стала реклама. Экономический успех, стильный образ жизни, спортивность, активность, удовольствия. Денежный тоталитаризм. Манящие социальные миражи…
Свобода безнравственности…
О современной культуре и новом стиле можно говорить с горечью, возмущением и надеждой. Но в конце концов все упирается в один и тот же простой вопрос. Все ругают ТВ, пошлость, попсу и… все это потребляют. Ну, казалось бы, сам Бог велел объединиться родителям всея Руси и защитить нравственность своих детей. В той же Америке существует сразу два комитета по защите детской нравственности, в семнадцати развитых странах они есть тоже. У нас же закон о создании подобной организации отклонил в свое время Ельцин, да и сейчас его пробить не могут. Грех, поставленный на коммерческий поток, – это миллионы и миллиарды долларов. К тому же попса (и в этом ее тайная сила) действует как наркотик, снимающий реальную боль. Вместо настоящих проблем – искусственные, в декорациях красивой жизни. «Нет проблем!» - вообще любимый девиз попсы, и это к ней привораживает.
И еще: во все времена, при любом строе людей бережет неписаный закон психологических компенсаций. В советские времена он тоже великолепно срабатывал. Не можем поехать в Париж, зато мы – самая читающая страна в мире! Сегодня другие песни, и компенсацией служит идея свободы. «Да, - учат нас «очаровательная» Хакамада и скрипучая Новодворская, - в стране шесть миллионов наркоманов, но мы можем сидеть и нормально говорить об этом». Какое счастье… Свободу они приспосабливают к попсе. Но ведь истинная свобода начинается там, где есть выбор между добром и злом. А если понятия добра и зла размыты? Что теперь хорошо, что плохо, не всякий и разберется! Но если нет добра и зла, значит, нет и свободы?..
…или справедливости?
Время попсы мы приняли как бремя. Но надежда умирает последней. Надежда есть. Во-первых, культурную преемственность времен и поколений пытается сохранить провинциальная Россия. Во-вторых, о правде жизни откровенно и резко заговорила наконец власть. И, в-третьих… Сравним Россию с Америкой, откуда вот уже 20 лет веет ветер перемен. В США двойные стандарты в политике и морали не воспринимают как национальную катастрофу. Для них это норма, лишь повышающая их мобильность. Они по этому поводу не комплексуют. У нас же в отсутствие социальной справедливости, здоровой государственной и культурной политики страна не может жить и развиваться. Впрочем, мы по этому поводу тоже не комплексуем, мы просто раньше срока умираем. Да как же так, ведь мы только что говорили о надежде? Но надежда заключается в правде: на лицемерии и попсе, как на песке, дом по имени Россия стоять не будет, а значит…
Возродить дух старых времен невозможно. Нельзя прийти в ту же самую баню и вновь услышать небесную скрипочку Сен Санса. Или наивные «Ландыши», которые светлого мая привет… Но жизнеспособный дух можно принять в себя и воздействовать на жизнь изнутри. И это для начала не так уж и мало. Попса, если хотите, больше всего и боится-то силы зрелого духа.
Материал публикуется в рамках конкурса, объявленного Российской партией Жизни и Союзом журналистов России.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
