00:00, 12 июля 2006 года

Апгрейд от вице-премьера

- Анатолий Анатольевич, недовольство губернатора работой прежнего экономического блока, в общем-то, известно. Какие плюсы и минусы были, на ваш взгляд, в деятельности ваших предшественников?

- Напомню, что почти десять лет назад, когда А. Черногоров пришел на губернаторскую должность, край имел копейки на счетах и многомесячную задолженность по зарплате. Сегодня ситуация другая. Достаточно много было сделано практически во всех сферах, поэтому говорил и буду говорить - я пришел не на пустое место. И, конечно, не для того, чтобы, грубо говоря, все разломать и на обломках построить что-то новое. Нет, ни капли нигилизма. Моя задача – провести некий апгрейд, т. е. модернизацию. Взять то лучшее, что есть, и, перенацелив его, улучшив, идти дальше.

К минусам я бы отнес тот факт, что отлаженная машина шла где-то уже и по инерции, так что ее необходимо немножко по-новому настроить, пересмотрев цели и задачи.

- Но любая попытка достичь большей эффективности требует реформы управления. Произошли ли изменения в работе подконтрольных вам структур?

- Конечно, изменения произошли, и, более того, структурная перестройка краевого правительства пока не завершена. Но базируется она, конечно, на приоритетах. Первый и главный – оптимизация бюджетных расходов и увеличение доходов. Мы сместили вектор от управления затратами, как было раньше, на управление по результату. По сути, на проектное управление, которое имеет четкие задачи, рычаги для реализации и на которое ориентирует сегодня президент.

Могу заметить, что работа ведется достаточно серьезная. Действует комиссия по оптимизации бюджетных расходов, и каждый бюджетополучатель готовит доклад о результатах и основных направлениях деятельности. Конечно, нечто подобное было и раньше, но не было ни докладов, ни порядка их подготовки, ни сроков, а самое главное – они не ложились в основу бюджета. Грубо говоря, минфин и получатель казенных денег садились за стол и обсуждали вечную тему неограниченных желаний и ограниченных возможностей.

Теперь же ситуация отличается принципиально - мы изначально определяемся в целях и задачах, обозначая приоритеты первого уровня, второго, третьего и так далее. И если мы понимаем, что у нас нет финансовых сил на цели третьего и четвертого уровня, то зачем себя обманывать? Надо, не распыляя средств, делать то, что важно, как говорится, здесь и сейчас. Кроме того, новая модель работы с бюджетом позволит избежать министерствам и ведомствам исполнения не свойственных им функций, в т. ч. их дублирования. Это что касается расходов.

Еще один огромный спектр работы - привлечение дополнительных доходов. Это и управление земельными ресурсами, и фискальная политика, и управление имуществом, и вывод зарплаты из тени, и финансовое оздоровление предприятий независимо от их формы собственности. Вместе с территориальными органами федеральной власти, работающими на Ставрополье, мы пытаемся выработать единую политику, а именно – бизнес обязан платить налоги, зарплату и работать прибыльно, поскольку налог на прибыль существенно пополняет краевую казну.

- Многим, однако, это не нравится. В частности, один краевой парламентарий подверг вас резкой критике за повышение для предприятий платы за землю…

- Речь идет о постановлении краевого правительства, которое было принято еще в 2004 году. Кстати, задолго до моего прихода. И говорится в нем не о повышении арендной платы за землю, а о единых подходах к ее формированию на территории края. И если районы данное постановление практически исполняют, то Ставрополь – нет. Иначе говоря, свой порядок расчета арендной платы краевой центр не привел в соответствие с краевым законодательством. Что, по меньшей мере, странно. В итоге страдает краевая казна, которой от арендной платы за землю полагается 50%. В этой связи у меня как у руководителя, отвечающего за наполнение бюджета, есть к администрации краевого центра предложение: или компенсируйте правительству выпадающие доходы, или выполняйте постановление, или опротестовывайте его в законном порядке, если оно вам так не нравится. А иначе - это анархия.

Кстати, депутат, о котором вы говорите, является руководителем предприятия, которое за аренду земли задолжало более 4 млн. рублей... В этой связи не исключаю, что имеет место всего лишь попытка перевести в политическую плоскость собственный пласт проблем. И напомню, о чем гласит статья 65 Земельного кодекса РФ: «Использование земли в Российской Федерации является платным». Все должны платить. Независимо от того, простой человек или депутат, руководитель или акционер какого-либо уровня.

- С начала года край собрал сотни миллионов рублей допдоходов. О чем это говорит - не умеем планировать, открылись скрытые резервы или что-то другое?

- Сотни миллионов – это не вдруг, не манна небесная, а результат мобилизационной работы краевого правительства с доходной частью бюджета. В частности, изменилась организация работы с крупными налогоплательщиками, подход к ним стал индивидуальным. Если раньше в минфине не было даже списка ста крупнейших налогоплательщиков, то теперь он создан. Более того, мы постоянно ведем диалог с собственниками предприятий и о социальной ответственности, и о необходимости оставлять как можно больше налогов на родной территории. Так- же адресно работаем с муниципальными образованиями, от которых сегодня многое зависит.

- Еще зимой практически в первые недели работы вы заявили, что нет порядка в использовании государственного имущества. В этой связи - есть ли серьезные полномочия у созданной межведомственной комиссии по обеспечению эффективного управления краевым имуществом?

- Полномочия любой комиссии носят характер прежде всего рекомендательный. Однако за каждым членом комиссии стоит тот или иной орган исполнительной власти, и когда человек голосует за решение комиссии, то затем для его исполнения, по логике, должен издать акт - по своему ведомству и в рамках своих полномочий.

В целом подчеркну, что вопросов к управлению имуществом и земельными ресурсами на Ставрополье очень много. Например, 50% государственных унитарных предприятий… убыточны. Сейчас здесь наводится порядок. Многие руководители ГУПов заменены, министерствам и ведомствам, курирующим ГУПы, даны более жесткие установки по контролю и отчетности, упорядочивается ведение реестра государственного имущества и т. д. Ключевая задача – унитарное предприятие должно стать доходным. А в противном случае, если оздоровление невозможно и предприятие не несет социальной нагрузки, – ликвидировано.

- А как насчет акционирования?

- Да, либо приватизировано. Но тогда почему-то сразу начинают кричать о том, что идет распродажа госимущества. Чистой воды популизм. Подогреваемый теми руководителями предприятий, которые привыкли, что они находятся у кормушки, и уверовали в то, что их от нее никто не оттолкнет. Но времена изменились. В этом направлении мы будем работать с Думой края, и я просто уверен, что позитивные силы там гораздо сильнее и мудрее сил негативных. Хотя, наверное, и мы где-то недорабатываем в части разъяснительной работы, в части работы с депутатами. Не всегда у правительства единая позиция, я здесь признаю наши недочеты и намерен этой работе уделять серьезное внимание.

Тем более, что поле для совместных действий огромно. Взять то же имущество. Акционерных обществ, где краевое правительство выступает как акционер, на Ставрополье 64, из них лишь 17 заплатили дивиденды государству. Есть предприятия, которые «уходят в минус» из года в год. Реальные убытки или виртуальные – надо разбираться. Будем изучать возможности нашего влияния и выходить с предложениями в краевую Думу. Реакции, конечно, хотелось бы конструктивной. Не так, как с предложением продать пакет (там всего 1,4%) акций ОАО «Ставропольхлебпром», а взамен получить золотую акцию. Что такое 1,4%? Ничего. А золотая акция – это место в совете директоров, право вето по ряду ключевых вопросов и т. д. Но по каким-то причинам парламентарии этот вопрос «заблокировали». И никакие доводы не воспринимаются. Возникает вопрос – почему?

Конечно, я, грубо говоря, не знаю всех теневых аспектов, да и мало кто их знает. Однако считаю, что исполнительная и законодательная власти должны руководствоваться прежде всего государственными интересами, интересами края.

- Говорят, что корень неэффективности российской экономики – в коррупции. Какие меры по борьбе с ней предпринимаются на Ставрополье? И, на ваш взгляд, насколько они действенны?

- Бороться с коррупцией можно только одним методом - гласность и публичность принятия решений. И когда есть ответственность за них.

Например, как я уже сказал, мы ввели новый принцип отношений минфина и бюджетополучателей, они теперь регулируются коллегиально на всех стадиях – от концепции и до принятия решения. Вообще, на мой взгляд, любые решения должны приниматься открыто. Пока будут «прятки» за электронное табло, пока решение не будет ассоциироваться с конкретным депутатом или чиновником – будет почва для произрастания коррупции.