00:00, 23 июня 2006 года

Тюльпановые острова, или Ген русской литературы

Шестнадцатилетние, как мы их видим: «прикольный» тусовочный энтузиазм, в глазах нетерпеливое ожидание будущего, безмерно раскованная речь. И вот им-то преподавать литературу? Не будем торопиться с выводами. Разойдясь по своим углам, те же самые мальчики и девочки нередко глубоко и затаенно страдают - такой возраст, такая неадекватная жизнь. Но вот они собираются в классе, открывается дверь и... Одним своим появлением Любовь Бутенко аристократично, мягко, изящно меняет атмосферу. Все дело в стиле, конечно, стиль - это человек, Ставропольскому лицею № 14 повезло: преподаватель литературы и внутренне, и внешне словно бы олицетворяет русскую классику. Врожденное благородство, умные серьезные глаза и улыбка - почти детская, искренняя.

Любовь Бутенко - человек, широко известный в ставропольских педагогических кругах. Заслуженный учитель РФ, победитель городского и краевого конкурсов «Учитель года России-2006», учитель высшей категории. Остальные регалии называть не будем, их очень много. От профессилнала такого уровня ждут не только особых педагогических приемов, но даже и чудес. В то время как главное чудо заключено в личности учителя, с которым ежедневно и буднично встречается множество людей.

«Детей, - объясняет Любовь Петровна, - надо приручить, переманить на свою сторону, не воспитать даже, а заворожить, закодировать их на добро... Еще одна непоказная цель - убедить в том, что за счастье и обретение смыслов надо бороться, в том числе и с самим собой... И, конечно, приблизить их к пониманию, что в России литература и есть жизнь...»

Любовь Бутенко - обладатель почти гипнотического дара воздействия на человека словом. Слово и мысль - ее рабочий инструментарий. Но дело не в актерском или философском мастерстве, хотя стихи и прозу она читает великолепно - глубоко и просто. Тут еще и талант психолога и оригинального литературоведа – преподаватель открывает мир, который видит она, но не видим мы: «Если посмотреть на жизнь с точки зрения литературных жанров, мы узнаем, что трагедия - не стечение роковых обстоятельств, не судьба, а прежде всего утрата ценностей. Не поставив этот диагноз, из трагедии выйти невозможно...».

В лицее № 14 Любовь Петровна работает с 1989 года. Ее авторская система преподавания включает множество технологических приемов: создание творческого пространства, актуализация жизненного опыта, круглые столы, мозговые атаки, акмеологические подходы. «Акме» означает высший уровень профессионального развития. Если перевести эти качественные параметры на язык количеств, мы узнаем, что за последние 10 лет Любовь Бутенко подготовила 145 медалистов, десятки победителей и призеров разных творческих конкурсов, в том числе и международных. Единственное, что окажется трудно переводимым, обаяние ее личности. «Она вошла. Спокойная, прямая, какая-то классическая. Это был урок по Горькому: «Мать - Евангелие от Максима»(?!) Она рассказывала так вдохновенно... Нет, не рассказывала, она жила в литературе - и новый Горький открывался мне. А за ним - новый Фадеев, новый Твардовский, новый Шолохов... И я верила ей, потому что ее рассказу нельзя было не верить. И я спорила с ней, потому что с ее рассказом нельзя было не спорить...». Это впечатления выпускницы 1995 года Елены Князевой, уже шесть лет работающей в Баку преподавателем литературы, напечатаны в лицейском литературно-художественном альманахе «Если звезды зажигают». Подобных оценок и свидетельств множество, но в России хороший учитель литературы - это больше, чем талантливый педагог, тут, пожалуй, необходимо еще и «что-то такое». По своей природе Любовь Бутенко - лирик, «лирический герой», что вообще свойственно человеку русской культуры с его особой организацией духовной жизни, системой чувств и идей. «Особая организация» происходит от безмерных российских пространств, которые в конце концов и определили безмерность и глубину русской литературы, превратив Россию в литературную сверхдержаву мира. «Западные писатели, - говорит Любовь Петровна, - в своем творчестве обращались к элите и вполне довольствовались этим. Русская же литература, раненная христианством, обращена к Богу, народу и человеку.

У нас даже самый простой мужичок загадочен потому, что для него переживание мира - самостоятельная ценность...».

Так с какими же идеями ставропольский учитель отправится в августе в Челябинск на всероссийский конкурс «Учитель года-2006»? «Солженицын, - ответила Любовь Петровна, - сформулировал общенациональную идею: сбережение народа. В ответ, однако, озаботились демографией. А ведь это не одно и то же. Можно восстановить население, но потерять народ. В последние десятилетия методики, программы и даже цели образования менялись так лихорадочно и часто, что перестали восприниматься как ценность. Но она есть: сбережение культуры - сбережение школы - сбережение народа».

У Любови Бутенко, выросшей в селе Дивном, в некотором смысле литературная семья. Но не потому, что кто-то имел отношение к литературе, а потому, что в семье росли (вспомним Чехова!) три сестры - один из самых нежных литературных образов России. Детство их прошло вблизи Маныча с его небольшими пустынными островками, которые вспыхивают по весне удивительно красивыми тюльпанами: голубыми, фиолетовыми, алыми. Эти тюльпаны детвора целыми лодками собирала для ветеранов ко Дню победы. Любовь Петровна не раз рассказывала своим ученикам о тюльпановых островах. Одна из девочек Оля Алепова, написав под впечатлением конкурсное сочинение, заняла на краевой олимпиаде первое место. Ничего удивительного, просто талантливая ученица Любови Бутенко тоже живет с геном русской литературы.