00:00, 16 июня 2006 года

Бробдингнег Рифата Курбанова

Феномен появления на свет «маленьких людей» на медицинском языке называется гипофизным нанизмом. Чаще всего это заболевание вызывают хромосомные и генетические нарушения, которые изменяют работу гипофиза. Четкой причины возникновения этих нарушений, из-за которых у обычных людей рождаются дети-«крохотули», наука пока не установила. Заболевание нанизмом обычно неизлечимо. При рождении такой ребенок, как правило, ничем не отличается от других, но уже примерно с двух-трехлетнего возраста он начинает заметно отставать в росте от сверстников, а вскоре и вовсе перестает расти.

К сожалению, необычные физические данные «маленьких людей» становятся для них своеобразной «тюрьмой»: в теле ребенка живут душа и ум взрослого человека. Маленький рост, тонкие нежные черты лица, детский голосок, естественно, вызывают умиление окружающих, но в то же время порой становятся непреодолимым препятствием для полноценной жизни. Повышенное внимание, а порой и откровенное любопытство окружающих становятся тяжким бременем – кому приятно чувствовать себя экземпляром из паноптикума? Более того, среднестатистические российские граждане устроены так, что любое отклонение от нормы, увиденное на улице, вызывает у них нездоровый интерес. Маленькие люди всегда стараются подчеркнуть, что сами бы не чувствовали никакого барьера между собой и «нормальными людьми», если бы им постоянно не напоминали о собственной «уникальности». И вместе с тем в свою душу посторонних пускают неохотно, разговорить и заставить разоткровенничаться маленького человека непросто: в нем парадоксально сочетаются наивная открытость ребенка и настороженная замкнутость не раз битого жизнью человека.

Как рассказывает Рифат, ему с самого детства давали почувствовать собственную непохожесть на других: в школе частенько дразнили одноклассники, сейчас на улице люди оборачиваются и за малым не тычут пальцем, мол, глядите, какое чудо пошло. Конечно, обижают бестактные и грубые замечания, но еще сильнее расстраивает, когда начинают жалеть: вот, дескать, несчастный бедолага, надо же было таким уродиться. Поэтому, наверное, и тяготеет юноша больше к тактичному женскому обществу – мир громадных, грубых и шумных мужчин его просто пугает.

Кроме людской бестактности, всю жизнь Рифату приходится ежедневно сталкиваться и с чисто бытовыми проблемами: готовую одежду купить практически невозможно, поэтому Рифату приходится щеголять в нарядах с зайчиками-цветочками, предназначенных для двухлетних детей. А попробуйте, обладая таким малым ростом, позвонить из уличного телефона-автомата или проехаться на общественном транспорте.

- Однажды я со своей родственницей поехал на Южный рынок в Ставрополе, - вспоминает Рифат. – Сели мы в автобус, где было много народа. Так меня едва не затоптали – просто не заметили. С тех пор панически боюсь автобусов и троллейбусов.

Да и простой обед в кафе или столовой может стать настоящим испытанием: взрослая порция, как правило, слишком велика для Рифата, а половинную не везде и отпустят. К тому же стандартные столы и стулья заведений общественного питания ему приходится «брать штурмом».

Как и многие «маленькие люди», Рифат обладает врожденным артистизмом, поэтому, хотя и совершенно неожиданно для себя, стал артистом цирка. На арену Рифат Курбанов попал два с половиной года назад: пошел посмотреть представление, да так там и остался.

- Меня среди зрителей заметил директор цирка и предложил ангажемент. Я немного подумал и согласился – другой возможности посмотреть мир и получить приличную работу у меня на тот момент не было, - рассказывает Рифат. – На первую репетицию мне отвели всего четыре дня – за это время нужно было придумать номер, «выучить» его и постараться не осрамиться перед зрителями. Во время премьеры у меня дрожали коленки, но все сошло гладко.

Возможно, на цирковом поприще Рифата ожидало большое будущее. Но подвело сердце. На гастролях в Майкопе у него случился обширный инфаркт, что едва не стоило Рифату жизни – медики просто не cмогли определить, что у маленького пациента неполадки с сердцем.

- Меня привезли в больницу с подозрением на аппендицит, - вспоминает Рифат. – Уже начали готовить к операции, но я не дал согласия. Почему-то я был уверен, что у меня не «острый живот».

Родители перевезли Рифата в Ставрополь. Но прежде чем врачи поставили верный диагноз, прошло несколько дней. Когда стало ясно, что у пациента инфаркт, его перевели в краевой кардиологический центр, сотрудники которого буквально вернули Рифата с того света.

- Проблема заключалась в том, что мы никак не могли рассчитать индивидуальные лекарственные дозы, - рассказывает лечащий врач Елена Минасова. – Пациент, прямо скажем, уникальный в практике кардиоцентра. Главное было – не навредить. И так как прецедентов лечения пациентов с такой физиологией нет, нам приходилось постоянно консультироваться с профессурой из медакадемии.

В кардиоцентре Рифат сразу же стал любимчиком всего медперсонала: маленького пациента врачи и сестры буквально носили на руках, окружив максимальной заботой и теплом. Сейчас самое страшное для Рифата позади, он пошел на поправку, но, скорее всего, с работой на арене ему придется распрощаться. О чем он искренне жалеет.

- Вот, например, мои родители и брат с сестрой - хоть и большие, но всю жизнь дома просидели, а я где только не побывал за время работы в цирке. В каждом городе, где мы гастролировали, у меня есть друзья – и маленького, и большого роста. А теперь придется думать, где искать работу, - вздыхает Рифат.

И действительно, потерять любимую работу для него означает катастрофу.

Во многих странах мира существуют общественные организации, защищающие права больных гипофизным нанизмом: помогают адаптироваться к жизни, организуют клубы по интересам, стараются сделать их существование комфортнее, да и просто занимаются трудоустройством. В России же «маленьких людей» берут в штат весьма неохотно. Работодатели наивно полагают, что крохотный рост и отнюдь не могучие физические данные свидетельствуют о невысоком интеллекте. Поэтому цирки, театры и прочие развлекательно-зрелищные учреждения – практически единственная возможность заработать на кусок хлеба.

- Боюсь даже представить, что придется навеки остаться домашним помощником по хозяйству, - говорит Рифат. – Если не найду работу, мой удел – кормить кур, овец, поливать огород. А я ведь многое хочу узнать, хочу посмотреть мир, да и просто быть полезным людям. Но страшно сделать шаг в мир больших – очень уж он враждебен. Хотя тот же самый мир придумал пословицу «Мал золотник да дорог».