Хорошо жить хочется сегодня
Вот уже более года прошло после 60-летия Победы, а обещанной «Оки» нет. Куда только не обращался Николай Кондратьевич - вплоть до президента РФ. Приходят официальные ответы, которые никак не могут его удовлетворить. Мол, законодательные нормы, предусматривающие обеспечение инвалидов транспортными средствами, теперь утратили силу. Но государство, дескать, все равно помнит о своих обязательствах перед теми, кто поставлен на учет в органах соцзащиты до 1 января 2005 года. Хорошо. И насколько же удалось, скажем, за прошлый год сократить очередность среди ветеранов войны? Только лишь на четыре процента.
– Раньше хоть сообщалось, в каком квартале ждать автомобиль, а теперь полнейшая неопределенность, – возмущается бывший воин, чью грудь украшают боевые награды. – Край отправил в Москву списки инвалидов – тех, кто имеет право получить автомобиль бесплатно или на льготных условиях. Но толку пока никакого.
Вместе с начальником отдела социального развития администрации муниципального района В. Смоляковым, участвовавшим в приеме граждан, мы лишь разводим руками. Трудно не разделить возмущение человека.
Вопрос вопросу, конечно, рознь. Ветерану труда Ф. Абакумову (окладистая борода, нерастраченная стать – все выдает в нем былого казака-некрасовца) понадобилось, например, всего полчаса, чтобы решить свою проблему. Точнее, не решить, а узнать, как к ней подступиться. В начале 60-х годов вместе с общиной вернулся он с чужбины-туретчины на историческую родину и вот теперь, на старости лет, решает жилищный вопрос.
- Жизнь теперечки стала трудноватой, - говорит Федор Тимофеевич. – Пенсия у нас с бабушкой маленькая. Пошел за субсидией, а мне ее не дают.
Почему не дают, если положена? А потому, выясняется, что вначале надо по всем правилам жилье свое оформить, то есть зарегистрировать.
– Как же так? – удивляется Федор Тимофеевич. – Этот дом я построил сам, живу в нем с 1970 года. Разве он не мой?
Из районной администрации старик уходит, кажется, вполне удовлетворенным полученной консультацией.
Пенсионер В. Попов из райцентра недоумевает по поводу того, что хотя уже и отменен поправочный коэффициент к бытовым счетчикам газа, но перерасчет почему-то не делается.
Но главный вопрос, который его беспокоит, – о земле.
- В прессе, в том числе и в «Ставропольской правде», - делится Василий Дмитриевич, - то и дело сообщается: «Не упустите земельку, чтобы не оказаться потом в батраках у тех, кто ее скупит!». Конечно, нельзя упускать, кто ж спорит! Вот я, таким образом, уже и обиваю полтора года пороги различных инстанций. Но сдвига пока никакого: они не могут оформить земельный пай, потому что в хозяйстве, которым руководит М. Катричев, до сих пор не произведено размежевание. У меня, правда, хоть свидетельство на эту землю есть и я его вторично перерегистрировал, а у сына и такого документа нет.
А ведь земли ни много, ни мало – на двоих с сыном 9,6 гектара. Начнется уборка – и опять руководителю хозяйства будет некогда заниматься нами. Сейчас идут разговоры о том, что срок оформления земельных паев, возможно, продлится до конца года. Считаю, что не нужно этого делать: всякая задержка чревата нежелательными последствиями… Прямо-таки хоть к Фрадкову обращайся!
Пенсионерка А. Валуева из поселка Кумская Долина на встречу с корреспондентом «СП» приехала не с пустыми руками – с увесистой кипой копий многочисленных коллективных жалоб в различные инстанции. В том числе на главу поселковой администрации М. Климова, который, как считают крестьяне, фактически лишил их население возможности держать крупный рогатый скот. Каким образом? Забрал полностью выпасы и отдал их в аренду ООО «Надежда». Вот итог: было в индивидуальном секторе 180 коров, осталось сорок.
– Даже водопоя теперь нет, – замечает житель Кумской Долины В. Нагребецкий. – Засыпали озеро. Обещали сделать водоем в другом месте, не сделали.
Звучал на встрече и упрек в адрес нашей газеты:
– Чаще можно прочитать о том, что делается в Европе и в Америке, а не о том, как живут крестьяне, в данном случае нашего района, – говорил вышеупомянутый Н. Сусоев.
– Если людей беспокоят те или иные вопросы, – считает глава администрации Левокумского муниципального района Н. Щербина, – значит, они актуальны, следовательно, их надо решать. Мы видим много проблем. Прежде всего это уровень жизни людей. В связи с этим нельзя не отметить такого, например, факта: за последние пять лет на четыре тысячи человек удалось сократить число людей, живущих на доходы ниже прожиточного минимума.
Районная власть старается выполнять свои полномочия и в области сельского хозяйства. Тем более что территория уникальна: здесь кроме зернового производства люди издавна занимаются и виноградарством, и бахчевыми, и животноводством! Нарабатываются собственные программы. Одними из первых в крае левокумцы возобновили трудовое соперничество среди молодежи. И результат есть – многие парни пошли трудиться туда, где раньше работать было непрестижно.
Или вот другая проблема: пастбища распахиваются. Но ведь специфика восточных районов такова, что, пусть и сезонно, но людям надо дать возможность выращивать быстроокупаемую продукцию, чтобы они могли трудиться и зарабатывать на жизнь. Раньше на сезонных работах трудились главным образом приехавшие из других регионов, а сейчас в основном только свои.
Николай Алексеевич приводит факт, который тоже оказывается довольно красноречивым: по итогам сельскохозяйственных лет Левокумье второй раз подряд признается в своей почвенно-климатической зоне победителем. И ни одного убыточного хозяйства практически нет.
Трудно сомневаться, что не будут решены вопросы, поднятые жителями района. Конечно, будут. Только вот когда? Ведь хорошо жить хочется не завтра, а сегодня. А кредит доверия к власти может оказаться и не столь избыточным…