Добрая дорога к здоровью
Несколько лет подряд во время краевого тура конкурса «Учитель года России» наша газета выбирала своего лауреата и награждала его специальным призом «Ставропольской правды». В 2000-м лауреатом стала молодая учительница начальных классов пятигорской гимназии № 4 Евгения Останкович. С тех пор в жизни Евгении Валентиновны произошло несколько значительных событий.
Главными она считает рождение сына Ильи и назначение ее директором единственной в Пятигорске начальной школы № 17. А недавно она сама уже в качестве руководителя готовила к участию в конкурсе «Учитель года – 2006» педагога своей школы, преподавателя физкультуры Татьяну Пьяных. Та победила в городском этапе и вышла на краевой.
Признаюсь, сперва меня привлек именно этот факт: шесть лет назад мы не ошиблись в выборе лауреата, угадав в совсем юной тогда Жене Останкович потенциал для профессионального развития и роста, которым она теперь делится с другими. Потом я познакомилась с документами, предоставленными на краевой конкурс учителем физкультуры из Пятигорска Т. Пьяных, наконец, с ней самой. Вырисовалась тема важная, волнующая, думаю, многих…
Преподавать физическую культуру Татьяна стала по воле судьбы. К тому моменту у нее было два педагогических образования: среднее специальное (учитель технологии) и высшее (преподаватель иностранных языков). После окончания ПГЛУ она стажировалась в должности инспектора детской комнаты милиции и мечтала найти работу в школе. И вот случай представился: ее пригласили в начальную школу № 17, но… вести уроки физкультуры. Дело в том, что она с 14 лет, еще учась в Ессентукском педучилище, занималась таэквондо и была известной на КМВ спортсменкой.
Татьяна понимала, что знаний по методике преподавания в школе физической культуры у нее нет, и стала с ней, методикой, знакомиться. Изучила программу, нормативы, опыт старших коллег. И первое время работы не могла понять, почему в отдел образования на нее пошли жалобы от родителей учеников. Ведь она требовала на уроках всего лишь выполнения утвержденных министерством нормативов – например, в первом классе ребенок за пять минут должен пробежать километр, мальчикам полагается пять подтягиваний на перекладине, девочкам – шесть. Она делала все, как велит программа, а родители обвиняли ее чуть ли не в издевательствах над их детьми.
Причин тому, как считает Татьяна Викторовна сегодня, было несколько. Во-первых, российская школа пережила период относительной вольницы, когда не все предметы стали считаться одинаково важными для каждого ученика. Если допускается, что не обязательной может быть математика, то что говорить о физкультуре? Молодую учительницу просто заваливали медицинскими справками об освобождении детей от занятий. Во-вторых, и это нужно признать, ребятишки нынче действительно слабенькие. Сколиоз и близорукость всегда были «школьными» болезнями, но нынче малыши приходят с ними уже в первый класс. Костно-мышечная система ослаблена у всех. Но ведь это означает только, что ее нужно развивать, а не освобождать детей от движения полностью.
Сперва она уговаривала родителей учеников водить их на занятия лечебной физкультурой в поликлинику, раз уж от уроков в школе они освобождены. Потом вошла в положение семьи: не всякий может найти для этого время в распорядке рабочего дня. И предложила: попросите инструктора ЛФК написать для вашего ребенка необходимый комплекс упражнений, я буду заниматься по этим программам на уроке – с каждым. Так «освобожденные» перестали прогуливать физкультуру или, томясь, сидеть в спортзале у стенки.
Ей помогло и то, что от матери, опытной массажистки института курортологии, она с детства усвоила приемы массажа. Вот пришла на урок девочка, которой только что сняли гипс – на каникулах сломала три пальчика на ноге. Татьяна Викторовна показала сперва классу, как массировать стопу, потом, отдельно, пострадавшей, и сидит та весь урок, мнет ножку, старается… А рядом еще несколько человек выполняют свои упражнения по коррегирующей гимнастике. Посещаемость уроков физкультуры сейчас в семнадцатой школе стопроцентная.
Пересмотрела Татьяна Пьяных и систему занятий со здоровыми детьми. Большую часть урока она с ними играет. Когда бег, подтягивание, прыжки заложены в эстафету, преподносятся в игровой форме, малышам интересно, они выполняют элементы нормативов играючи. А кто не смог сегодня, попробует завтра.
Эту ее точку зрения – что на уроке нужно научить ребенка играть и поддерживать свое здоровье, а спортивные результаты оставить спортивным секциям – не сразу приняли коллеги на городском методическом объединении учителей физической культуры. Тем более что она отстаивала и безотметочную методику. Тогда Татьяна Викторовна решила написать свою здоровьесберегающую программу по предмету. Название – «Добрая дорога к здоровью». Программу поддержали в управлении образования города, приняли на методобъединении. С ней Т. Пьяных и приехала на краевой конкурс «Учитель года – 2006». По свидетельству директора Евгении Останкович, процент простудных заболеваний в школе № 17 за последние годы снизился. А вот уважение детей к занятиям физической культурой, спортом, наоборот, повысилось. Не стоит говорить, насколько это сейчас важно.
Татьяна Викторовна ведет еще и секцию таэквондо. Чаще всего на занятия приводят детей мамы, в одиночку растящие сыновей. Мальчик должен где-то учиться защищать себя и других. Пьяных уверена, что таэквондо учит мальчишек не только этому, но и организованности, уважению к женщине, порядочности. Двое ее учеников вместе с ней участвовали в V чемпионате мира по этому виду спорта, проходившем в Астрахани. Шестилетний Саша Яцук стал (как и его учительница) бронзовым призером, четырнадцатилетний Андрей Котов получил «серебро». А представительство было солидное: 17 стран-участниц, и Восток, и Запад…
Что сказать еще? Дочке Татьяны восемь лет, а спортивный стаж у нее – пятилетний. После детского сада мать брала ее на вечерние занятия секции, поскольку девать было некуда. Ребенок подражал движениям старших детей, потихоньку учился… Татьяна Викторовна на этом примере убедилась, что малышей можно приводить в спортзал и в три года.
В прошлую субботу у Т. Пьяных была презентация собственной книги стихов и прозы, с собственными же иллюстрациями. Она пишет короткие трехстишия. Например, такое: «Я – звездной ночи дочка. Я не дитя толпы – я одиночка…». Неожиданно грустно и красиво.