00:00, 14 апреля 2006 года

Кандидатский минимум

Основная тема – совершенствование краевого избирательного законодательства. Пришла пора привести его в соответствие с российским, учесть все последние нововведения. Уже удалось отрегулировать на региональном уровне законодательство о проведении референдума, о выборах в органы местного самоуправления. Неохваченными остаются пока предстоящие выборы в краевую Думу, до которых осталось меньше года.

Работа предстоит непростая, если учесть, какой широкий спектр мнений по одним и тем проблемам был высказан за круглым столом. В опросник-минимум, по которому предложили высказаться партийцам и депутатам, вошли три основных пункта: каким должен быть для партий заградительный барьер на право участвовать в выборах; по каким спискам, открытым или закрытым, голосовать избирателям; каковы должны быть размеры избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных блоков?

По первому пункту обсуждения разброс мнений был значительным – от 3 до 10 процентов. Сторонники высокого проходного балла склонялись к тому, что лучше меньше да лучше. За ситуацию в регионе должны отвечать две-три сильные партии. Их оппоненты полагают, что в случае установления высокого порога есть опасность, что победит одна или, в лучшем случае, две партии. И это будут наш проправительственный тяжеловес «Единая Россия» и ЛДПР. Ибо у нас, как выразился один из выступающих, если не знают за кого, голосуют за Жириновского. И в этом случае, если учесть, что либеральные демократы частенько разделяют мнение сильнейшего, не будет в законодательном органе крепкой здоровой оппозиции, без которой немыслима настоящая демократия. Высказывались также за то, что пока нужно удерживать проходной балл на минимальной отметке с перспективой в дальнейшем его поднять. Мол, к тому времени партии окрепнут и будут способны выдерживать конкуренцию пожестче.

Что касается списков кандидатов, то здесь мнения разделились примерно пятьдесят на пятьдесят. Одни считают, что до работы с открытыми списками мы не доросли прежде всего с технологической точки зрения. Поскольку, как пояснил председатель краевой избирательной комиссии В. Лиманов, полный перечень всех избирательных блоков и его кандидатов превратит бюллетени в «простыни», как было во время недавних выборов на Украине. У нас нет пока электронных средств с соответствующими программными продуктами, чтобы процесс подсчета голосов не превратился в неподъемно трудоемкий и не растянулся на недели. Закрытые же списки, по его мнению, не нарушают демократического права избирателя на свободное волеизъявление.

Суммы избирательных фондов отдельных кандидатов и избирательных блоков предлагались в объеме 3 и 15 млн. рублей. Нижний предел озвучил представитель КПРФ – соответственно 1 и 3 млн. рублей. Аргументы в пользу «максимального» варианта – оградить избирательную кампанию от «черного нала». Ведь если ограничить кандидата малой суммой, то он неизбежно будет вынужден прибегнуть к неким хитростям. И в этом случае выборы перейдут в иную плоскость, их исход будут решать суд и прокуратура. Сторонники «малых форм» призвали попросту экономить средства и добиваться цели не с помощью денег, а силой слова и убеждения...

В ближайшее время будет создана рабочая группа по формированию краевого закона о выборах в законодательное собрание. И, несомненно, высказанные на прошедшей встрече мнения будут, как пообещали думцы, учтены.