00:00, 3 марта 2006 года

Откуда опасность, оттуда и спасение

Сегодня в гостях у наших читателей доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии науки и истории науки СГУ Владимир Пржиленский.

- Политические, экономические и прочие процессы существования современного мира, - уверен ученый, – лишь видимая часть айсберга. Невидимая же уходит в толщу исторического бытия. С немалым пристрастием мы спорим, к примеру, о причинах геополитических противоречий, но не говорим о грандиозном процессе, участниками которого являются буквально все: вхождении мира в постписьменное общество. На смену книжно-письменной идет новая - клиповая, визуальная культура. Меняются носители информации, меняется мышление. Уходит необходимость расшифровывать символы – то, из чего выросла культура письменная. На смену идеалу «чем больше думаешь, тем лучше» приходит нечто, что еще мало осознано. Проблема эта обусловлена ходом всей цивилизации и потому не стоит искать мотивированных виновников…

- Но если посмотреть на глубинные противоречия Востока и Запада, мы увидим разное отношение к самой сути формирующейся цивилизации. Или, вернее, к тому набору ценностей, которые она представляет.

- Родовой признак глобальной цивилизации воплощен в образе велосипеда. Вся история Европы – бесконечная череда перемен, ставших условием жизни. Педали должны все время крутиться, чтобы велосипед не упал. Традиционные же восточные общества устроены иначе и погибнут, если будут быстро меняться. Однако противоречие это может быть плодотворным, если человечество научится пользоваться его плодами: восточное мировоззрение не чуждо Западу, а западная предприимчивость ценится на Востоке.

- Вероятно, Китай, ставший для мира «шоковой терапией», прекрасно иллюстрирует эту мысль. Оказалось, что можно обогнать весь мир без парламента и свободной прессы…

- Китай продемонстрировал огромные возможности производства товаров, но не производства идей и социальных институтов. Пока вопрос остается открытым.

- В таком случае особенно интересно с культурных и научных позиций оценить ситуацию в современной России.

- Россия делает то, что придется делать всему миру: ищет баланс между Востоком и Западом. Россия, как всегда, - экспериментальная площадка, полигон. Но у нас есть специфические проблемы. Многие неудачи последних лет связаны с тем, что в стране с тысячелетней историей и великой культурой отсутствуют язык и категории описания того, кто есть мы и какие. В советский период теории и схемы были заимствованы из марксизма, который хорошо объяснял капитализм и помог понять будущее, что, кстати, и сделало неомарксизм влиятельным направлением современной философии. Однако прежнего научного инструментария оказалось недостаточно, чтобы понять, что происходит с нами. За эти годы российские философы и обществоведы проделали большую работу, тем не менее они – в начале пути.

- Сфера ваших научных интересов – математическая и философская логика, методология науки, социальная философия, теория модерна. Около года назад вы возглавили новую кафедру СГУ: история и философия науки. В чем смысл и значение образования этой кафедры?

- Философия науки – сравнительно молодая область философского знания. Как научное течение насчитывает чуть более ста лет. Один из авторов термина Эрнст Мах сам себя именовал империокритицистом, и его позиция была подвергнута известной критике в трудах Ленина. Философия науки – это размышление о науке и критика науки как свершившегося факта, как феномена, живущего самостоятельной жизнью, не всегда в соответствии с проектом ученых. Идея образования кафедры состояла в том, чтобы собрать специалистов философской науки по разным отраслям знания, усилить значение философии в становлении научных исследований, организовать взаимодействие историков науки и философов науки. Первый экзамен состоится не ранее мая. Тогда и будем делать выводы. Но уже сейчас проделана огромная работа.

- А как вы оцениваете высшее российское образование как реформируемую систему?

- Это, конечно, отдельный разговор, но могу сказать: меня, например, не радует, что высшее образование становится продолжением школьного – столь же массовым… Возможно, необходимо думать о сохранении его элитарного статуса.

- В советское время образование было и элитарным, и массовым.

- Но сохранение советской системы образования в прежнем виде невозможно, поскольку она была встроена в экономику, политику, право, которых уже нет. Однако и новая образовательная система сама по себе не состоится, если не будет реальной заинтересованности общества. Когда говорят, что наша власть не хочет действовать в его интересах, это неверно. Общество также ответственно, причем в той мере, в которой отсутствует широкая и серьезная дискуссия.

- Всегда есть причины и следствия…

- Недавно я читал статью профессора Федотовой, в которой обнаружил социальный термин «апатия», означающий своеобразную «точку зрения» на мир: неуверенность, раздвоенность, сложность в определении оценок и принятии решений.

- Применимы ли эти наблюдения в оценке современного студенчества? Появилось ведь даже устойчивое выражение «примитивизация молодежи».

- Они, кстати, не без чувства юмора и сами часто говорят об этом. Внутреннее беспокойство, необходимость вовремя реагировать на изменения, в том числе образовательного характера… Понимание, что содержание, образ и стиль преподавания периодически отстают от времени и могут желать лучшего… Все это некая составляющая миронастроения нашего студента. Но вступает студенчество в жизнь не как «жертва истории», а как молодая сила, наделенная даром будущего. Вспомним поэтическое прозрение Рильке: «Откуда угроза, оттуда и спасение».

- Тем не менее, чтобы понять и принять ваш оптимизм, обоснуйте его истоки в ситуации вселенского вхождения в «постписьменное общество».

- Получая образование и занимаясь наукой, студенты то и дело входят в пространство традиции, которая, говоря просто, и существует, чтобы сохранить все лучшее, что создает человечество. По иронии судьбы все неудачи реформ на виду, а то хорошее, что сегодня все-таки происходит, воспринимается как нечто разумеющееся, хотя и оно – тоже итог усилий... Хотим сохранить интеллектуальное здоровье – свое и нации, будем читать книги и размышлять!