00:00, 14 февраля 2006 года

Троянский конь рекламы

C нежелательным программированием граждане бывшего СССР знакомы давно, с той поры как появилась наглядная агитация. Правда, отличие ее от нынешней рекламы весьма существенно. Креативщики – творцы наглядной агитации Советского Союза – были профессионалами высочайшего уровня. Один лозунг «Вперед, к победе коммунизма!» достоин полноценной академической лекции. В трех словах – программа жизни и общества, и человека. «Вперед» - вот оно направление движения. «К победе» - итоговая точка и запрограммированный положительный результат. «Коммунизм» - материализовавшаяся идея. Все ясно, четко, мобилизующе… И никакой ребусности, подобной той, что я видел на одном стенде в краевом центре. «Продаем сладости» - сообщает он, но «д» - зачеркнуто, «б» - наверху. Читай: продаем «слабости». У меня этот ребус слюноотделения не вызвал, ибо сладости=слабости – это все-таки не для настоящих мужчин и эмансипированных женщин, коих нынче все больше и больше…

Реклама (как когда-то и наглядная агитация) – оружие психотропное и массового поражения одновременно. Это лаконичное и, на поверхностный взгляд, сугубо унитарное творение формирует не только вкусовую направленность, но определяет и поведение человека, мотивацию и оценку поступков. И несет, увы, отнюдь не положительный духовный заряд. И манипулирует нашим сознанием.

«Осознание, что человек стал объектом манипуляции, наступает не сразу, - отмечает Л. Рюмшина в книге «Манипулятивные приемы в рекламе», вышедшей в 2004 году. – Неестественность поведения является одним из основных показателей того, что человек стал добычей манипулятора. У него создается ощущение, что он делает что-то помимо его воли. В угоду кому-то, чему-то, но не себе. Человек как бы перестает быть самим собой (он становится «вещью» в руках манипулятора). Даже если он делает хорошее дело, голосует за уважаемого человека, покупает нужный товар, у него не возникает чувство удовлетворения им. Ощущение неудовольствия сопровождает манипуляцию, но чаще оно является ее результатом. Человек чувствует себя обязанным. По истечении какого-то времени у него появляется внутренняя неудовлетворенность, часто недифференцированная. Он не знает, почему. Но чувствует, что что-то не так. Большое количество манипуляций переполняет подсознание, вызывая либо депрессию, либо неконтролируемые агрессивные реакции.

Пагубное влияние рекламы российское общество уже осознало. Поколение, выросшее на кока-коле и пиве, не оказалось ни интеллектуальным, ни здоровым. Да и нравственностью не отличается.

Что же опасное для человека и общества несет в себе реклама, которую мы вынуждены сегодня против нашего желания впитывать?

Самое главное – это полное, безоговорочное превалирование материальных ценностей над духовными. Озабоченность бренным телом и разрушающее непонимание опасности такой ограниченности для души. Не менее опасна и пропагандируемая через рекламу идеология изолированного индивидуума, живущего по формуле «я=потребитель+товар=счастье». В этой формуле лишним и ненужным оказывается многое, в том числе и любимая женщина (или мужчина), ребенок или общество в целом…

Брэндовские прелести западного рая мы распробовали. Вылетевшее из заграничного «рога изобилия» стало если не вредным, то далеко не полезным продуктом. Многие блага недоступной прежде жизни на поверку оказались всего лишь разрекламированными пустышками в яркой упаковке.

Естественно, без интенсивной, наглой, довлеющей, превращающей личность в послушного манкурта рекламы продвигать отвергаемое невозможно. И чем более становится вокруг нас отвергаемого, невостребованного, ненужного и нередко вредного товара, тем больше вкладывается в это продвижение средств. Тем агрессивнее ведет себя производитель подобного товара и соответственно изготовитель рекламы. И тем менее и тот, и другой честны перед потребителем. Итогом подобного манипулирования становится модная и рабская жизнь в кредит.

Таким образом, реклама сегодня является не столько «двигателем торговли», сколько способом психологической обработки. Но в конечном итоге она ведет к ущербности личности. Ее несамостоятельности. То есть к деградации общества. Что, в свою очередь, ослабляет государство, и оно становится добычей более просвещенного соседа или просто исчезает с карты мира. Тому в истории примеров множество. Пытающееся самосохраниться общество само интуитивно начинает отторгать рекламу, прекрасно распознавая в ней деспотизм, насилие и смертельную опасность. И чем дальше оно отстоит от собрания папуасов (столь падкого на разноцветное и яркое), тем меньше времени требуется ему для понимания опасности общества массового потребления, в котором реклама является тотальным и вездесущим элементом манипулирования.

Естественно, запрещать рекламу или пропускать ее через чиновничьи фильтры (тем более при нынешнем уровне коррумпированности) невозможно. Но вполне по силам противопоставить контррекламу. Почему стенду, рекламирующему сигареты, не противостоит плакат, изображающий легкие курильщика с цифрами ежегодных смертей по этой причине? Где плакат больного сердца и печени любителя пива? Пройдите по нашим городам и попробуйте найти хоть один стенд социальной рекламы. Мы не ленимся повторять, что общество становится все хилее, рождаемость падает, смертность растет. Но нет рекламы семьи. Здорового образа жизни. В Ставрополе были попытки показать лучших людей города. Но, увы, авторам этой идеи явно не хватило либо профессионализма, либо желания. Получилось как на уже подзабытых досках почета. И скучно, и не завлекает. Тем более молодежь.

Очевидно, что нужна продуманная, выстроенная программа социальной рекламы. И совсем не обязательно ждать команды или примера сверху. Тем более что провинция сегодня нравственно здоровее столицы. И стоит вспомнить опыт профессионалов наглядной агитации СССР, которые умели четко ставить цели и мобилизовывать общество, а не распихивать его по отдельным норам.

В. КУСТОВ