00:00, 1 февраля 2006 года

Талантам нужно помогать

Интерес к выявлению, обучению и воспитанию одаренных детей сегодня, как кажется, имеет сходные причины. Бурно развиваются в последние десятилетия различные области психологии, идет модернизация образования. И, может быть, главное - наука нуждается в притоке молодых талантливых кадров. А интерес молодежи к фундаментальным исследованиям падает, что вполне в духе времени. Выросло прагматичное поколение, которое отдачи хочет здесь и сейчас. Тем более важно находить интеллектуально одаренных ребят (их еще называют детьми с опережающим развитием) и готовить из них научную элиту. Этим проблемам была посвящена состоявшаяся в Ставрополе научно-практическая конференция. И хотя она называлась «Развитие интеллектуально одаренных детей в условиях перехода к профильному обучению», ее содержание было значительно шире.

В крае есть немалые успехи в воспитании одаренных школьников и молодежи. Эта мысль прозвучала в выступлениях заместителя министра образования края С. Адаменко, проректора Ставропольского государственного университета, профессора, доктора социологических наук А. Ерохина, заместителя главы администрации краевого центра В. Солониной и других. Большая работа с одаренными детьми ведется Малой академией наук Дворца детского творчества совместно со Ставропольским государственным университетом; при Северо-Кавказском государственном техническом университете открыт интернат для одаренных старше-классников; многое делается в этом направлении образовательным центром «Поиск». В крае создан банк талантливых детей, каждое четвертое общеобразовательное учреждение – это лицей или гимназия. Большие возможности открывает профилизация школы. Как результат - ставропольские дети регулярно становятся победителями всероссийских предметных олимпиад, различных конкурсов и конференций школьников.

Однако обойтись одним перечнем успехов нельзя. Об этом говорили на конференции ученые, занимающиеся исследованиями феномена ребенка с опережающим развитием. Вопросы социализации талантливых школьников рассматривал в своем выступлении заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы СГУ, профессор, доктор педагогических наук А. Беляев. Российская педагогика имеет большой опыт развития детских способностей. Но… Талантливые ребята, поглощенные учебой, «недетскими» научными исследованиями, часто не умеют взаимодействовать со сверстниками, чувствуют себя белыми воронами в школе и в классе. Они – гордость своих учителей, но, развивая их интеллект, следует помнить и о том, что они просто дети, и о том, что они – будущие граждане страны. Внешне отстраняясь от ровесников, эти школьники порой жаждут участвовать в общественной жизни. Их способности могут реализовываться в информационно-аналитической работе, других областях, но кто-то из взрослых должен этим озаботиться. И, конечно же, особенности их личностного развития требуют постоянного психолого-педагогического сопровождения.

Об интересном исследовании рассказал заведующий кафедрой социологии и социальной работы СевКавГТУ, профессор, доктор педагогических наук В. Шаповалов. Его выступление было посвящено представлениям о карьерной успешности у учащихся лицея-интерната одаренных детей при университете. Эти ребята, по словам В. Шаповалова, успешность представляют себе примерно так же, как и их сверстники в общеобразовательных школах: высокая должность, хорошие заработки, известность. Но в отличие от «обычных» старшеклассников лицеисты в стремлении делать карьеру больше полагаются на себя, считают, что все зависит лишь от их усилий. С одной стороны, это хорошо, но с другой, показывает, что они просто не представляют себе, какие внешние препятствия им придется преодолевать, потому что свой внутренний мир понимают лучше, чем окружающую жизнь. Еще один интересный факт исследований: учащиеся интерната на вопрос, с кем они хотели бы поговорить о проблемах будущей карьеры, отвечали, что со специалистами из выбранной ими профессиональной сферы. Родители и учителя в качестве консультантов по карьере большим авторитетом у них не пользуются…

Участники конференции в течение двух дней обсуждали различные аспекты работы с одаренными детьми. Тезисы их выступлений составили научный сборник, выпущенный Ставропольским дворцом детского творчества.