Александр Черногоров

– На мой взгляд, 2005 год был одним из самых удачных для Ставрополья и ставропольчан. Он отмечен хорошими экономическими показателями, результативным проведением эксперимента по муниципальной реформе, а главное – мы при всей сложности обстановки на Северном Кавказе прожили этот год (слава богу) без больших несчастий и потрясений и без стихийных бедствий. Конечно, не всё было гладко. Вспомним хотя бы социальную напряженность, вызванную форсированной монетизацией льгот, или раскачивание общественно-политической ситуации в связи с истечением срока моих полномочий в должности губернатора. И в экономике края, и в его социальной сфере остаётся ещё немало нерешенных проблем, но есть главное – воля к движению вперёд, понимание проблем и трудностей и видение перспектив. И хотя мы на подъеме встретили Новый год, было много поводов для праздничного настроения, но это не исключает реалистичной оценки своей работы, – так отозвался об ушедшем годе губернатор.

Год рекордного урожая

– Говорят, в сельском хозяйстве слагаемые успеха – это напряженный труд, плюс погодные условия и снова напряженный труд. В урожай 2005 года были вложены колоссальные усилия, и с погодой повезло. В результате – в закромах Ставрополья 6,8 млн. тонн зерна.

– Это самый лучший за всю историю урожай зерновых, – с нескрываемой гордостью говорит А.Черногоров.– Мы вышли на вторую позицию в стране по валовому сбору зерна, а по намолоту на душу населения край стал абсолютным лидером: 2,5 тонны на человека при среднероссийском показателе в полтонны. Причем в общем вале 5,7 млн. тонн составила пшеница, из которой 84% – продовольственная. Если учесть, что на зерно приходится более половины доходов сельхозтоваропроизводителей края, то очевидно, что эти цифры не только героическая страничка истории Ставрополья, но прежде всего реальная платформа для стабильной работы сельскохозяйственных организаций, укрепления их материальной базы и улучшения жизни на селе в целом.

– Но главное, наверное, не сколько выращено, а сколько продано.

– Согласен. Я об этой проблеме говорил на заседании президиума Госсовета, состоявшемся в июне в Элисте, и тогда ответом на солидарную позицию агарных регионов стало поручение президента о перенесении сроков государственной закупочной кампании на более ранний период. И она, как вы знаете, началась уже в конце августа, а не в середине осени, как было в последние годы. Конечно, в идеале нужно проводить интервенции ещё перед началом жатвы. Кроме того, и по самой процедуре, и по объёмам реализации, и по движению средств через уполномоченный банк пока остаётся много вопросов. Ставропольские товаропроизводители, например, в этом году реализовали на зерновых торгах лишь 107 тыс. тонн зерна, выручив 314,9 млн. рублей. Мы же готовы ежегодно вывозить 2,5-3 млн. тонн. Да и деньги за проданное наши хозяйства смогли получить только в ноябре-декабре, когда вмешались органы прокуратуры. Я надеюсь, что уже летом 2006 года мы сможем ощутить положительные сдвиги в регулировании зернового рынка. Поэтому правительство края активно работает по другим каналам реализации зерна, и в частности в этом году мы увеличили его экспорт: за рубеж продано более 1 млн. тонн.

От итогов года наш разговор с А.Черногоровым переходит в проблемную плоскость, а проблем у селян, как говорят, немерено: диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, высокий износ парка сельхозтехники, сложности процесса формирования земельных отношений и т.д. В крае существует высокая потенциальная опасность проявления ветровой эрозии. Процессам переувлажнения и заболачивания подвержено более 400 тыс. гектаров угодий. Более 92% пахотных земель характеризуются недостаточным содержанием органического вещества. С 2006 года в крае начинается реализация обновленной программы сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. «Это общегосударственные задачи, но если для кого-то они существуют как теоретические, то мы здесь, на земле, понимаем, что если сейчас не вмешаться, то очень скоро гумус истощится, и мы будем отброшены по плодородию на уровень 60-х годов», – говорит А.Черногоров.

Но не только хлебом было богато Ставрополье в 2005-м. Достигнуты высокие показатели и по другим направлениям сельского хозяйства. Например, по подсолнечнику установлен тоже своеобразный рекорд – 426,7 тыс. тонн валового сбора, по свекле – урожайность достигла 375,5 центнера с гектара. Собрано 310 тыс. тонн кукурузы при среднекраевой урожайности 36,6 центнера с гектара. Расширены площади посевов и увеличено производство таких высоколиквидных культур, как озимый рапс, лен масличный и соя.

– Хороший урожай – это хорошая предпосылка для подъема животноводства, но пока, к сожалению, в полной мере не реализованная.

– Сейчас наиболее заметен прорыв в промышленном птицеводстве. Если в конце 90-х край производил менее 10 тыс. тонн мяса птицы, то в прошлом году – 54 тыс. тонн. Произведено 793 млн. штук яиц, или 115% к уровню 2004 года, при этом в сельхозорганизациях прирост составил 40% к прошлогоднему. Порадовало в этом году и свиноводство: предыдущий годовой показатель по производству свинины превзойден на 20%. Конечно, очень хотелось бы видеть такой же подъем и в других отраслях. Но пока там или топтание на месте, или сдача позиций, – сожалеет глава края.

До 2008 года в крае в рамках реализации проекта «Развитие АПК» намечено построить 7 молочно-товарных ферм на 7200 голов. На реконструкцию уже существующих молочных и свиноводческих комплексов намечено потратить ещё 2 млрд. рублей, а около 100 млн. рублей край сейчас просит на закупку племенного поголовья. Реализация намеченных мероприятий позволит к 2008 году увеличить производство молока на 4,6% к уровню 2005 года, в полтора раза вырастет поголовье свиней, и в целом при такой поддержке ситуация в животноводстве края должна пойти в гору.

– В самом конце 2005 года наконец сбылась моя давняя мечта, – говорит А.Черногоров, – у нас в крае появилась высшая трудовая награда – золотая звезда «Героя труда Ставрополья». Ежегодно этой медалью будут награждаться пять передовиков – жителей края, и первыми из них (далеко не случайно) стали работники сельского хозяйства: доярка, свинарка, тракторист, комбайнер и министр отрасли – все они отдали сельскому хозяйству всю сознательную жизнь. Я очень надеюсь, что и на федеральном уровне появится звезда «Героя труда России». Наши люди заслуживают этих наград самой высшей пробы.

Год судьбоносных реформ

2005-й наверняка отложится в истории края как год важнейших перемен, и прежде всего – муниципальной реформы. Ставрополье первым из регионов страны вступило в неё и стало фактически экспериментальной площадкой, где отрабатывались механизмы преобразований, выявлялись «узкие места» и формулировались коррективы в законодательство.

– Мы понимали, что путь первопроходцев нелегок, – вспоминает губернатор, – и вместе с тем отдавали себе отчет в том, что имеем наиболее подготовленную основу для преобразований. Дело в том, что существовавшая с 1996 года в крае модель организации местного самоуправления по поселенческому типу во многом соответствовала новым требованиям, муниципальные образования края уже имели к началу реформы выборные органы власти, свою собственность и даже местные бюджеты. Переходные положения 131-го закона у нас были практически полностью реализованы в 2004 году, поэтому, чтобы не стоять на месте, мы, заручившись поддержкой президента страны и федеральной Думы, начали эксперимент. И не пожалели.

С формальной точки зрения, год работы в эксперименте можно охарактеризовать следующими результатами. Если до начала реформы в крае было 290 муниципальных образований, то сейчас их 330: 26 муниципальных районов, 9 городских округов, 14 городских и 281 сельское поселение. Только законов края, связанных с муниципальной реформой, принято на сегодняшний день 94. Общий объем расходов местных бюджетов вместе с субвенциями вырос по сравнению с 2004 годом в два раза, а его доля в консолидированном бюджете края составила 55%, в то время как ранее едва превышала 30%. В муниципальную собственность передано около пяти тысяч объектов недвижимости.

В содержательном плане реформа проявляется в усилении роли и возможностей органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Через их работу получение целого ряда услуг будет максимально приближено к населению, а деятельность публичной власти максимально открыта для налогоплательщиков. Не случайно в новых условиях интерес к местному самоуправлению среди населения заметно вырос. Если раньше, чтобы сформировать местный совет, в некоторых поселениях приходилось буквально уговаривать людей баллотироваться на выборные должности, то выборные кампании 2005 года прошли в условиях жесткой конкуренции, когда на должность главы муниципалитета претендовали в среднем по пять кандидатов и столько же – на два депутатских мандата.

В то же время, по мнению А.Черногорова, создание эффективного механизма функционирования местного самоуправления только начинается, и именно здесь неоценима роль практики, а она показала, что переход на новые межбюджетные отношения привел к резкому сокращению числа муниципалитетов-доноров и росту объемов финансовой помощи на места из бюджета края.

– Сегодня это самая главная проблема, которую необходимо решить, чтобы не дискредитировать саму идею местного самоуправления, – отмечает А.Черногоров. – И мы в бюджете 2006 года постарались это сделать. В частности, дотационность местных бюджетов снизилась до 25%, что гораздо ниже уровня края как субъекта Федерации. За местными бюджетами дополнительно закреплено по 10% налога на доходы физических лиц и налога на имущество организаций, а также по 50% транспортного налога и единого налога, взимаемого по упрощенной системе. Проще говоря, мы дали муниципалитетам реальную возможность получать дополнительные деньги и реальный стимул заниматься подъемом местной экономики и увеличением доходов работающего населения.

Другой знаковой реформой 2005 года стала монетизация льгот. Её форсированный старт при множестве организационных недоработок поначалу вылился в массовые акции протеста и рост социального напряжения. Тогда шутили, что законодательный «соцпакет» обернулся для России настоящим «взрывпакетом», что было совершенно некстати в год 60-летия Великой Победы. Вспоминая тот период, губернатор А.Черногоров говорит:

– Такой провал обусловлен недостаточной проработкой механизмов реализации 122-го Федерального закона. «Социальному» министру Михаилу Зурабову тогда пришлось лично выезжать в рейды по стране, чтобы растолковывать суть реформы и налаживать её рычаги. В первые месяцы года правительство края работало в напряженном режиме, и можно сказать, что реформа была принята во многом авансом только потому, что и власть, и население доверились обещаниям.

Действительно, итоговая арифметика социальной реформы оказалась для Ставрополья вполне выгодной: сумма средств, потраченных в крае на льготников в 2005 году, возросла в сравнении с 2004 годом вдвое. Если в 2004 году льготникам края было выдано 3050 санаторно-курортных путевок, то в 2005-м – 23 тысячи. Изменилась и картина по лекарственному обеспечению. В 2004 году льготным категориям граждан было отпущено медикаментов на сумму 89 млн. рублей, а в 2005-м – на сумму более 500 млн. Аптечными предприятиями обслужено два миллиона льготных рецептов, причем средняя их стоимость выросла с 101 рубля в 2004 году до 259 рублей в 2005-м. Сейчас при первом же обращении в аптеку обеспечивается до 90% выписанных рецептов.

– Но и здесь при всём позитиве эйфории у нас, уверяю, нет, –говорит губернатор. – Мы сегодня понимаем, что 250-270 рублей компенсации на городской и пригородный транспортный проезд не покрывают фактические расходы. Мы видим и другую проблему – ведомственную распыленность. Льготниками сейчас занимаются, помимо управлений труда и социальной защиты населения, Пенсионный фонд, фонды ОМС и социального страхования, министерство здравоохранения, минтранс, жилищно-коммунальные ведомства, служба занятости. По-моему, слишком много для того, чтобы один человек (тем более инвалид) осилил все это. Мне кажется, необходимо применить к системе социальной защиты принцип «одного окна», чтобы льготники в одном месте получали всю информацию и оформляли необходимые документы.

Наверное, активнее надо пересматривать на федеральном уровне размеры ежемесячных денежных выплат. У нас категория «последний военный призыв» получала на первых этапах реализации 122-го федерального закона 150 рублей, а потом, с учетом индексации, 159 рублей. И сам размер вы-плат, и уж тем более прибавка выглядят унизительно.

Год большой политики

2005-й был девятым годом губернаторства Александра Черногорова. Буквально в канун Нового года он преодолел символичный рубеж – 3333 дня пребывания во власти. И если добавить к этому очередной срок, на который с подачи президента РФ губернатор заступил как раз в 2005 году, то выходит, что нынешний глава региона попадает в число руководителей-долгожителей. Впрочем, такого рода сравнения А.Черногоров не одобряет: они хоть и лестные, но с легкой подачи прессы могут обратиться в ловушку, как получилось в том же 2005-м с барельефом на Аллее почетных граждан Ставрополя. Тогда объяснения о заслугах требовали не в проявившей инициативу городской Думе, а от самого почетного гражданина.

– Самая большая сложность была в том, что хотелось многое успеть, осуществить намеченные планы (и по урожаю, и по муниципальной реформе, и по новостройкам, и так далее), но при этом ещё были люди и определенные политические силы, которым очень хотелось, чтобы всё это получилось как можно хуже. Именно таким образом вышла такая громкая шумиха с дегтяревским водопроводом. Потребовалась не просто оперативная организация строительных работ, но, прежде всего – колоссальные душевные усилия. Я многое за последние месяцы переосмыслил, иначе взглянул на вещи. Поэтому в целом могу сказать, что 2005 год был для меня годом моральной и политической закалки.

– А ведь жителей хутора Дегтяревского действительно волновало отсутствие водопровода, и наверняка возник этот вопрос безо всякой политики?

– Конечно. В самом вопросе нет ничего экстраординарного. В том году в адрес Владимира Владимировича Путина на его телеэфир поступило 2300 обращений от жителей Ставрополья по различным вопросам – у кого что наболело.

Я неоднократно встречался с Людмилой Александровной Караченцовой и, кстати, одним из первых поздравил её с избранием председателем территориального общественного совета хуторского самоуправления. Мне изначально понятно желание людей иметь воду в домах, как и понятны их надежды на власть, на помощь государства. А то, что этой стройке была придана политическая окраска, – это результат усердия совсем других людей. Сама Людмила Александровна всегда повторяла, чтобы не примешивали к этому политику, – подчеркивает губернатор.

Им уже поставлена задача перед новым составом краевого правительства о разработке программы развития инфраструктурных объектов систем жизнеобеспечения, прежде всего – в газо- и водоснабжении.

Другими политически значимыми приметами 2005 года, по мнению А.Черногорова, являются: начало формирования Общественной палаты России, в которую от нашего края вошли два представителя, и разработка аналогичного органа Ставрополья, чем активно занимался консультативный политический совет при губернаторе. Кроме того, А.Черногоров упомянул вступивший в силу в декабре 2005 года Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». На Ставрополье в настоящее время насчитывается около 17 тысяч казаков, что играет заметную роль в обеспечении общественной безопасности и укреплении духовных традиций православия на Кавказе. Не случайно поэтому в новой структуре органов исполнительной власти края с 2006 года появился комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачеству.

Отдельной главой итогов года, имеющей прямую проекцию в «большую политику», безусловно, является то, что, несмотря на сложную обстановку, на территории Ставропольского края удалось сохранить мир и стабильность.

– Я полагаю, что в продлении моих полномочий определенное значение придавалось миротворческому опыту края и моей личной позиции по этой проблеме, – говорит А.Черногоров. – Хорошо понимая, что первейшая роль в этом принадлежит федеральному центру, на уровне регионов мы стараемся, со своей стороны, задействовать тот потенциал мирной дипломатии, который имеется в нашем распоряжении. На нашей земле нашли прописку общественные форумы за мир на Кавказе, здесь по традиции ведётся активный диалог официальных структур и общественных организаций о путях достижения межнационального и межконфессионального согласия, отлажена и активно действует практика заключения двусторонних соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между субъектами-соседями. У меня сложились личные теплые отношения с региональными лидерами, в том числе с президентом Чеченской Республики Аллу Дадашевичем Алхановым. Сегодня всё это работает на укрепление стабильности на российском Юге.

Став в 1996 году первым на Ставрополье губернатором, избранным прямым всенародным голосованием, Александр Черногоров в 2005-м стал первым главой края, избранным краевой Думой по представлению президента страны. Как говорят краеведы, дважды вошел в политическую историю края.

Другие приметы

В долгом разговоре с губернатором об итогах ушедшего года были затронуты самые разные темы и поднято немало проблем. А поскольку нельзя объять необъятное, под конец мы сошлись на жанре блиц-ответов, которые далее излагаю «без купюр».

– Как в целом оцениваете работу промышленного комплекса?

– Как вполне удовлетворительную. В 2005 году мы вышли на индекс промышленного производства в 110%, число прибыльных предприятий промышленности возросло с 59% (в 2004 г.) до 67%, а общий объем полученной ими прибыли увеличился на 40%.

– Рост экономики реально ощутим для населения лишь при улучшении уровня жизни. Лучше ли жили ставропольчане в 2005-м?

– Если опираться на статистику, то лучше. Суммарные денежные доходы всего населения края оцениваются на уровне 161,2 млрд. рублей, с приростом в 25,5% к уровню 2004 года. Но это – как средняя температура по больнице: кто-то стал жить лучше, а кому-то по-прежнему тяжело. По предварительным расчетам, размер среднедушевых денежных доходов населения края пока, к сожалению, меньше сложившегося по стране. Среди субъектов РФ Ставрополье занимает по этому показателю 44 место, а среди регионов Южного федерального округа – четвертое.

– Что бы вы назвали приятной неожиданностью года?

– Инфляционный показатель. Министр экономического развития РФ в первые дни нового года доложил президенту, что годовой уровень инфляции оказался самым низким за последние семь лет – 10,9%, а у нас в крае мы впервые за несколько лет вышли на уровень ниже среднероссийского – 10,5%.

– А что неприятно удивило?

– По-прежнему тревожит уровень преступности в крае: по предварительным данным, он в расчете на 100 тысяч человек населения составляет 1642,6 преступления, в то время как в среднем по стране – 2244,8. Но рост по отдельным показателям действительно тревожит.

– Чем примечателен ушедший год в плане продвижения ставропольской продукции?

– Мы заключили двустороннее соглашение о сотрудничестве с Москвой, и мы в три раза увеличили экспорт за рубеж минеральной воды.

– Вы больше года возглавляли рабочую группу Госсовета по проблемам безопасности дорожного движения. Каков итог этой работы?

– Проблема взята на особый контроль президента, разработана специальная федеральная программа, внесены изменения в Правила дорожного движения. Вместе с тем статистика пока безрадостная: на дорогах края за 2005 год произошло 3021 ДТП, в которых погибли 506 человек и 3869 получили ранения. 15 января в автокатастрофе погиб начальник ГУВД края В.Е.Матвеев, несколькими днями раньше крупная катастрофа с нашей электричкой произошла на железнодорожном переезде в Усть-Лабинском районе Кубани. Это ещё раз доказывает необходимость принятия оперативных и жестких мер по улучшению российских дорог и повышению ответственности всех участников дорожного движения.

В завершение разговора губернатор края поздравил читателей самой авторитетной краевой газеты с наступившим Новым годом, пожелал счастья, добра и удачи.