Чем хуторские лучше столичных
Участники программы (она транслировалась в минувшее воскресенье по телеканалу «Культура») особо выделили проблему взаимоотношений власти и СМИ и государственной поддержки средств массовой информации.
Парадоксальность сложившейся ситуации отметил директор ГТРК «Ставрополье» И. Шляхтин:
- СМИ стали проводниками многих начинаний в обществе. И они же при этом испытывают на себе все негативные последствия происходящих не без их участия преобразований, в том числе, например, реформы жилищно-коммунального хозяйства, которая рикошетом бьет по СМИ. Растущие тарифы на все и вся не позволяют им нормально функционировать в интересах не только редакций, но и читательской, и другой аудитории, лишая ее тем самым права на получение информации.
- Власть, - подчеркнул главный редактор газеты «Ставропольская правда» В. Балдицын, - в значительной степени несет ответственность за поддержку СМИ уже хотя бы потому, что в стране пока не созданы такие экономические условия, которые помогли бы прессе выживать самостоятельно.
Соглашаясь с тем, что экономическая стабильность необходима редакциям, чтобы обеспечить творческую независимость, председатель комитета СК по печати, связи и информатизации Ф. Бармин заметил, что на Ставрополье у журналистских коллективов в общем-то достаточно хорошие отношения с исполнительной властью:
- В этом заслуга и губернатора, и Госдумы края. Благодаря им у нас в свое время был принят закон о государственной поддержке СМИ, которого, кстати сказать, не имеют пока еще более 50 субъектов страны.
Общая закономерность такова: без коммерческой составляющей сегодня уже не выжить. Об этом говорили и редактор «Комсомольской правды» на Северном Кавказе» А. Влазнева, и редактор районной газеты «Петровские вести» Н. Дьякова, другие участники телепрограммы. С этими реалиями сегодняшнего дня нельзя не считаться, если мы хотим иметь возможность для дальнейшего информирования населения. При этом, мнение было единодушным, газетные публикации, радиотелевизионные передачи должны быть социально ориентированными, отражать жизнь во всем ее многообразии.
- Столичные исследователи, - сказала заведующая кафедрой филологии и журналистики Ставропольского госуниверситета О. Лепилкина, - говорят о том, что современная журналистика высокомерна по отношению к простым людям, их болям и проблемам. На мой взгляд, к ставропольским СМИ это утверждение относится в минимальной степени. Они как раз приближены к тому, чем живут читатели, зрители, слушатели. И в них достаточно яркой, социально ответственной публицистики.
В то же время анализ общественного мнения показывает, что отдельные категории населения, например, в большинстве своем молодежь, не доверяют СМИ. От этого страдают многие редакции, которые ориентируются в основном только лишь на старшее поколение.
- Каждый факт недоверия общества к СМИ – это тревожный сигнал, - считает заместитель директора ГТРК «Ставрополье» А. Ибрагимов. – И он лишний раз нацеливает нас на то, что надо более тщательно изучать свою аудиторию, полнее учитывать ее интересы.
Как сообщил в интервью по телефону председатель Союза журналистов России В. Богданов, в регионах, к счастью, журналистика более здоровая. И роль региональных СМИ, районной и городской прессы исключительно высока. Ведь их сотрудники поддерживают простого человека, помогая ему найти себя, выживать в это трудное время. Поэтому так важно поддерживать стабильность именно этой прессы.
Всеволод Леонидович привел результаты исследования ученых: настоящей журналистики в едином пространстве – всего пять-семь процентов. Все остальное – PR, шоу-бизнес, реклама, заказные материалы. Отсюда падение ее рейтинга, девальвация печатного слова. Чтобы выполнить те задачи, которые мы поставили перед собой лет 15 назад, затевая строительство гражданского общества, журналистика должна вернуться на ТВ и в газеты.
- «Хуторской петух поет не так, как московский», - вспомнил народное изречение председатель краевого отделения СЖ России И. Зубенко. – Это применимо и к ставропольским журналистам. У нас свой голос, свое пение. И оно прекрасно… Будем и впредь радовать своих земляков добротными материалами.