Успели!
Последнее думское заседание в этом году началось с кадровых вопросов. Вначале народные избранники проголосовали за досрочное прекращение полномочий председателя комитета ГДСК по госстроительству И. Прокопенко. Как известно, он перешел на работу в правительство края, став министром ЖКХ, строительства и архитектуры, а законодательство не позволяет совмещать работу в исполнительной и законодательной ветвях власти.
Далее краевая Дума приступила к согласованию кандидатуры нового прокурора Ставрополья. Как уже писала «СП», генеральный прокурор России В. Устинов представил на рассмотрение ГДСК кандидатуру С. Голованева. Такие решения, согласно закону, принимаются по согласованию с губернатором и законодательным органом региона. С. Голованева с думской трибуны вчера представлял замгенпрокурора РФ Н. Шепель, который, кроме краткой справки о карьере соискателя, отметил и то, что именно он предложил С. Голованева в качестве прокурора Ставрополья своему непосредственному начальнику. С Н. Шепелем исполнительная и законодательная власть вела консультации на протяжении нескольких дней. Видимо, значительных препятствий для назначения не возникло, и депутаты согласились с предложенной кандидатурой. Соответствующие документы спикер краевого парламента Ю. Гонтарь подписал прямо в думском зале.
Затем депутаты приступили к непростым финансовым вопросам. Думе предстояло скорректировать бюджет Ставрополья текущего года. Под его занавес оказалось, что у краевой казны есть все шансы стать гораздо объемнее. Как отметила первый замминистра финансов Л. Калинченко, план по сборам в крае перевыполнен, да и поступления из федерального центра превысили ожидаемые объемы. В результате «образовались» деньги – порядка миллиарда рублей, более половины из которых можно пустить на сокращение дефицита бюджета-2005. Он составляет без малого 1,3 миллиарда, так что средства эти далеко не лишние.
Казалось бы, такой подарок к Новому году. Но депутаты ему не очень-то обрадовались. И подобный настрой как нельзя лучше живописует вечные споры законодателей и минфина края. Картина, подобная этой, происходит на протяжении ряда лет. При принятии бюджета финансовое ведомство представляет на суд народных избранников главный финансовый документ, где заложены минимальные доходы. Депутатам приходится отстаивать едва ли не каждую копейку для объектов своих избирательных округов, своей профильных отраслей. А в конце года оказывается, что краевые доходы возрастают и бюджет необходимо перекраивать. По мнению народных избранников, которое все чаще звучит не только в думских коридорах, но и с трибуны, это говорит о ненадлежащем администрировании и прогнозировании краевых расходов и доходов, с чем, впрочем, минфин не соглашается, оперируя в качестве аргументов цифрами и объективными обстоятельствами, которые сложно оспорить. Ситуация «ой, получилось в конце года», по образному выражению депутата М. Кузьмина, уже многих в Думе не устраивает.
Финансов касался и следующий вопрос. Речь о бюджете Ставрополья на 2006 год. Его принятие стало одним из самых драматичных за последнее время. Связано это прежде всего с тем, что краю приходится жить в условиях реформы местного самоуправления, отсюда и концептуальные изменения в главном финансовом документе, которые пришлось согласовывать «с боями» законодательной и исполнительной власти. Напряжение стало очевидным, когда Дума на одном из прошлых заседаний отклонила концепцию консолидированного бюджета Ставрополья, предложенную правительством. Одним из факторов такого поворота событий стало то, что бюджет планировался только лишь как социально-направленный, а средств на развитие производства, на капитальные вложения в различных отраслях предусмотрено было крайне мало. Компромисс все же удалось найти, и ГДСК приняла правительственную концепцию. Но и она не показалась для Думы идеалом. Исполнительная власть предложила дефицитный бюджет. В нем расходы превышали доходы на почти предельную по Бюджетному кодексу РФ величину – 14,7 процента, при возможных 15. В абсолютных цифрах Ставрополье должно было «съедать» больше, чем «зарабатывать», на два миллиарда рублей. К ним еще прибавлялись около 850 миллионов краевых «долгов», и по этим счетам нужно было платить.
В результате была создана согласительная комиссия, призванная «утрясать» разногласия. Но из одного имеющегося «финансового апельсина» очень сложно сделать два. Чуда не случилось, и примерные представленные правительством показатели так и легли в основу будущего документа. Депутаты вместе с правительством по сути лишь перетасовывали колоду, отнимая в одном месте и прибавляя в другом, таким образом обозначая финансовые приоритеты. Бюджет по-прежнему остался социально-направленным. Социальные расходы превысят в нем 60 процентов.
Думцам оставалось лишь высказать свое отношение к уже практически свершившемуся факту. Наиболее ярко это выразил председатель контрольно-счетной палаты ГДСК А. Колесников, который, давая заключение о бюджете, резюмировал, что при положительной динамике развития краевой экономики в Думу был представлен пессимистический вариант бюджета. Будет совсем неудивительно, если и в конце следующего года к нему прибавится миллиард - другой, как в 2005-м, начали шептаться в зале. Между тем муниципальная реформа действительно ставит много вопросов. Один из главных - межбюджетные отношения на уровне федеральный центр – регион – муниципальные образования. И при подобном администрировании маячит незавидная перспектива финансовой нестабильности, отметил А. Колесников. Продолжил тему и председатель бюджетного комитета А. Яшкунов, назвав ряд приоритетов, на которые стоит обратить внимание правительству. Среди них – повышение собственных доходов края, предотвращение чрезмерного роста тарифов, меры по выводу зарплат «из тени» (следовательно, увеличение сбора налогов), создание в крае качественной программы развития перерабатывающей промышленности.
После дебатов бюджет-2006 все же был принят. А это значит, что Ставрополье входит в новый календарный год с полноценным главным финансовым документом.