«Квадратное» болото
«Закрыто! Заготовка рогов временно прекращена»
(«Золотой теленок», Ильф и Петров).
История одного афериста
Идейных борцов за денежные знаки на Ставрополье немало. Это Остап Бендер знал около четырехсот «относительно честных» способов отъема денег у граждан. Сейчас многим хватает всего одного.
Например, простой житель Железноводска Александр Киндеров полюбил представляться как автор уникальной разработки - технологии серийного выпуска каркасных домов по канадской технологии (его зазывающие объявления до сих пор можно встретить в сети Интернет). Свою первую фирму, если верить его же словам, открыл еще в 1990 году, причем… во Владивостоке: думал, мол, о Родине - как бы пустующие территории Дальнего Востока заселить. И придумал технологию серийного выпуска комплектов каркасных домов, которая, цитирую, «была направлена на противодействие ползучей экспансии Китая». Но его там не поняли, в связи с чем пришлось переехать на хлебосольный Юг. Здесь и закрепился, промышляя «каркасным» мошенничеством при помощи фирм-однодневок.
Август 2002 года. А. Киндеров – директор ООО «Опытно-конструкторское предприятие «АСКон».
Август 2003-го. А. Киндеров – директор ООО ОКП «МСК».
Июнь 2004-го. А. Киндеров – директор ОАО «Новые технологии».
Ноябрь 2004-го. А. Киндеров – директор ООО «Формула ЗЕТ».
В 2004-м им уже вовсю интересовались оперативники, потому что в правоохранительных органах к тому времени накопилась масса жалоб от граждан, которых А. Киндеров умело обводил вокруг пальца. Схема была проста, как пень: привлечь клиентов, дать им обещание возвести каркасные строения за короткий срок и приемлемые деньги, получить предоплату, положить ее себе в карман, некоторое время «покормить завтраками» о выполнении обязательств, а затем поменять фирму, месторасположение и телефон. Суд подтвердил, что Киндеров действовал умышленно и именно из корыстных побуждений, «с целью хищения чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием». А все созданные им фирмы были пустышками, т. е. не имели ни постоянного производственного помещения, ни оборудования, ни постоянного штата сотрудников… Так, рыбак, удочка да наживка.
В частности, в конце августа 2002-го договор подряда с ООО «АСКон» заключила О. Цыплова, которую особенно привлекла цена – 3 тыс. рублей за квадратный метр. Но не только. Дело в том, что директор убедительно рассказывал о преимуществах домов, возведенных по канадской технологии, и даже показывал фотографии строящихся объектов… Предоплату, а это 250 тыс. рублей, О. Цыплова передала лично в руки директору, получив на сей счет квитанцию. По договору Киндеров обязался до 1 декабря того же года построить ей просторный каркасный дом. Позже он предложил перенести сроки начала строительства на весну, а в мае 2003-го заявил, что готов заливать фундамент, но… потребовал дополнительного финансирования. Как ни странно, О. Цыплова поверила и отдала еще 120 тыс. наличными. Посулами приступить к стройке мошенник кормил клиентку до конца года, а в феврале следующего, 2004-го, начал скрываться, поменял место жительства и перестал отвечать на телефонные звонки.
Тогда, напомним, он уже был главой другой фирмы. Тоже общества с ограниченной ответственностью, тоже опытно-конструкторского предприятия, но под другим названием – «МСК». И соответственно ловил на свою «канадскую» удочку других граждан. Например, не вернул деньги (280 тыс. рублей) С. Кабанову, которому обещал жилой дом за три месяца. Однако когда тот выехал посмотреть, как ведутся работы, то увидел только вырытый котлован и забетонированные стены фундамента, на котором жилое строение возвести нельзя… «Исходя из требований СНиР и условий сейсмичности района выполненный в натуре фундамент, ориентировочная стоимость которого составляет 17,3 тыс. рублей, не соответствует своему предназначению», - такое заключение дадут потом специалисты.
Сколько всего людей попало в сети афериста, сейчас уже не посчитаешь. Да и сам Киндеров вряд ли ответит на этот вопрос. Дело в том, что квитанции, которые он раздавал направо и налево в качестве документа об оплате, - всего лишь бумажки. Когда пошла волна проверок, выяснилось, что зачастую они даже не проходили по бухгалтерии. Куда шли деньги, не знали даже главные бухгалтеры его фирм, о чем они заявили в один голос. В частности, В. Князева, два месяца проработавшая главным бухгалтером в ОАО «Новые технологии», приступив к работе, обнаружила, что никаких первичных документов в организации не имелось, материального отчета по приходу и расходу ценностей не велось.
Другой бухгалтер, Е. Величко, заявила, что не знает ни одного факта, когда был бы построен каркасный дом, и вообще за время своей работы в ОАО «Новые технологии» никогда не слышала о приобретении Киндеровым по договорам подряда каких-либо стройматериалов…
Теперь Киндерова ждут пять с половиной лет в исправительной колонии общего режима, 20 тыс. рублей штрафа и выплата около 1,8 млн. рублей материального ущерба пострадавшим. Вины своей он, кстати, не признал.
Черный список с белыми пятнами
На Ставрополье немало строительных организаций, чья деятельность вызывает сомнение, причем, как правило, это касается схем долевого участия. Однако, как уже говорилось, до возбуждения уголовного дела доходит нечасто. Самый громкий пример последних лет - компания «Маяк», руководитель которой подозревается в мошенничестве. Расследование этого дела продолжается.
- «Маяк» набрал слишком много объектов для строительства, - комментирует заместитель начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД СК Николай Изотов. – И в принципе специалисты знали, что рано или поздно он обрушится. Потому что, как говорят опытные строители, возводить одновременно больше трех-четырех объектов практически невозможно. Где найти столько техники, рабочих, тех, кто бы их контролировал? Плюс ко всему были прорехи в законодательстве. «Маяк» к сроку дом не сдавал, цены росли, нужна была доплата в связи с удорожанием строительства. Вот у них и были двойные, тройные продажи одних и тех же квартир…
Это проблема всей России. В Санкт-Петербурге, например, за последние годы были обмануты более 15 тысяч участников долевого строительства. И это только по официальной статистике. Губернатор Валентина Матвиенко даже предложила вносить недобросовестные фирмы в «черный список» и запрещать им строить в «культурной столице». Не лучше ситуация и в Москве, которая накалилась аферами настолько, что столичные власти были вынуждены объявить о намерении достраивать дома обманутых мошенниками людей. В разработке уже находится 25 адресов. Здесь также идет речь о создании некоего «Реестра деловой репутации партнеров правительства Москвы», который позволит отсекать нечистые на руку компании. Ведь сейчас обычному человеку некуда просто позвонить и проконсультироваться, можно ли доверять заинтересовавшей его фирме. У нас в регионе существует Союз строителей Ставропольского края, в него входят 92 организации, которым можно доверять. Но советов там не дают. «Мы отвечаем только за своих», - сообщили там, отказавшись от комментариев по поводу пирамидальных схем.
И. о. заместителя председателя правительства края Александр Орешков в разговоре с корреспондентом «Ставропольской правды» посоветовал обращаться в ту структуру, которая находится под патронажем краевого правительства. Однако понимая, что таковых в регионе немного, заметил, что люди должны быть разборчивы. «Сейчас – то время, когда существует много подставных фирм, которые через какое-то время просто растворяются. И опять-таки пытаются делать это в законном порядке, - говорит А. Орешков. – Только антимонопольное и налоговое ведомства способны контролировать их».
- У возглавляемого вами минстроя таких полномочий нет?
- Какая-то фирма выкупает земельный участок, имеет лицензию, заказывает документацию, строит дом, продает его – как мы на этот процесс можем повлиять? Другое дело, если фирма некачественно строит, если в ее адрес поступают жалобы, то мы их немедленно отправляем в архстройнадзор. Или если само министерство выступает в роли заказчика, тогда мы тоже смотрим, кому доверить, а кому – нет, проверяем документацию. Можем поддержать добропорядочные компании, а запретить пирамиды – полномочий нет. Сегодня же свобода.
В нынешнем году, наконец, более-менее оформилось правовое поле. По крайней мере, появился первый в этой сфере закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Добросовестный бизнес стонет, а аферисты и тут находят обходные пути. Однако вычислить их уже легче. Статья третья гласит, что застройщик вправе привлекать деньги граждан только после того, как получит разрешение на строительство, обнародует проектную декларацию и зарегистрирует свое право собственности или аренды на земельный участок.
- А раньше этого не было, - отмечает Н. Изотов. – Фирма получала земельный участок, сразу давала рекламу в газеты, люди несли деньги и не знали, что у нее еще не сданы другие объекты. Которые фирма собирается достраивать за счет их, новичков…
По новому закону (ст.20) «застройщик обязан предоставить для ознакомления любому обратившемуся лицу» целый пакет, куда входят его учредительные документы, свидетельства о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, отчетность о финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные годовые отчеты, бухгалтерские балансы, распределение прибыли и убытков за последние три года, аудиторское заключение. А по требованию дольщика (ст. 21) застройщик должен показать еще более широкий перечень документов.
На Западе маневров для мошенников гораздо меньше. Дело в том, что там строительные компании возводят жилье в основном за счет банковских кредитов и собственных средств, а не на деньги граждан, как у нас. В России же примерно 80% жилья строится путем привлечения средств дольщиков. Это говорит о неразвитости отечественного жилищного рынка. Для сравнения: в Германии принято покупать жилье «под ключ». Конечно, можно оплатить его заранее, но в этом случае необходимо получить гарантию банка, который в случае чрезвычайной ситуации, например при банкротстве строительной организации, вернет клиенту всю сумму. В Англии вообще никогда за крышу над головой не платят вперед, поскольку там это не имеет смысла.
А в России – имеет. По одной простой причине - спрос опережает предложение. По официальным данным, общая потребность в жилье в нашей стране составляет полтора миллиарда (!) кв. метров, а вводится всего 40 млн. «квадратов» в год. И на этом удобренном людским спросом поле вырастают всевозможные сорняки…