00:00, 11 ноября 2005 года

Промышленная политика осталась без денег

Проблема в том, что новый закон пока не наполнен конкретным содержанием. Тезисов о поддержке бизнеса, как известно, недостаточно для того, чтоб сколь-нибудь серьезно двинуть вперед экономику края. С «канвой», как назвал представленный проект мероприятий по реализации новорожденного документа Г. Клюшников, познакомил собравшихся его заместитель Александр Кузнецов. Хотя, собственно говоря, большой необходимости в этом могло и не оказаться, если бы все, кому документ был направлен для знакомства и выработки своих предложений, накануне удосужились его внимательно прочитать. По этому поводу и.о. министра сетовал не один раз в ходе обсуждения, призывая выступающих говорить конкретнее, сосредоточиться на главном, оторваться от узковедомственных интересов. Задача состояла как раз в том, чтобы органично соединить все предложения отраслей.

В качестве основополагающих принципов промышленной политики в крае были названы следующие: для динамично развивающихся предприятий предоставление субсидированных кредитов (бюджет берет на себя выплату части процентов по банковскому кредиту.-Л.К.), компенсация части лизинговых платежей, отнесение капитальных вложений к разряду производственных расходов, всяческая поддержка инновационных проектов, поощрение выпуска корпоративных облигаций как средства дополнительного притока инвестиций в реальную экономику, передача права проведения конкурсов на выпуск продукции для госнужд отраслевым министерствам, увеличение внешнеторгового оборота и т.д.

- Важнейший вопрос, который мы должны обсудить, это чем же правительство края может быть интересно и полезно бизнесу, - подчеркнул первый заместитель министра экономического развития и торговли края Николай Иванов. – Второе - как выработанные нами меры в дальнейшем могут отразиться на экологической ситуации в крае. Третье – это безусловное сокращение сырьевой составляющей в объеме продукции, выпускаемой на Ставрополье. И наконец, преимущественное размещение производств в восточных районах края. Это очень важно, учитывая складывающийся там высокий уровень безработицы.

Вот еще момент, который, по мнению многих, необходимо отразить в итоговом документе. Эффективный путь развития экономики – создание малых предприятий, выполняющих заказы крупных производственных концернов. Например, при «Тойоте» сегодня работает более 300 тысяч таких «спутников», которые разбросаны по территории всей Японии и в ряде других стран. Благодаря этому концерн имеет большие преимущества в конкурентной борьбе. У нас ни одно крупное предприятие таких наработок пока не имеет. Понятно, что без помощи правительства не обойтись. Поэтому это направление деятельности должно стать одним из важнейших в будущей программе по реализации «промышленного» закона. И еще. Непонятно, почему в основных пунктах, представленных на суд собравшихся, не была отражена роль сельского машиностроения, столь важного для нашего аграрного края. Надо исправлять эту ошибку, решено на совещании. Особое внимание следует уделить и развитию перерабатывающей и пищевой промышленности, чтобы сократить объем вывозимой за пределы края непереработанной «съедобной» продукции. В связи с этим, по мнению первого заместителя министра сельского хозяйства края Юрия Белого, всячески следует поощрять приход в аграрный сектор таких крупных промышленных гигантов, как концерн «Энергомера», АО «Арнест».

Говорили также о таких досадных препонах на пути бизнеса, как сложные согласительные процедуры в многочисленных контролирующих организациях. О необходимости строительства на территории края своего нефтеперерабатывающего завода и многом другом.

Председатель «промышленного» комитета краевой Думы, генеральный директор ООО «Кавказтрансгаз» Василий Зиновьев посетовал на то, что с подготовкой программы сильно запоздали. Даже если она будет принята к новому году, денежной составляющей придется ждать еще целый год. Ведь концепция бюджета на 2006 год уже принята.