00:00, 10 ноября 2005 года

Дети, а не человеческий ресурс

Еще в 2003 году на базе СГПИ была создана лаборатория, занимающаяся данными вопросами. Цель исследований вытекает из самого названия. Антропология – это наука о человеке во всей совокупности его ипостасей. Такой подход особенно важен там, где речь идет о детях, их воспитании и образовании. Отсутствие либо недостаточность гуманности в учителях и воспитателях может искалечить жизнь ребенка. Это аксиома, но как решать проблему конкретно?

За несколько лет в институте в этом направлении удалось сделать многое, о чем говорил уровень конференции. Имя Игоря Кона, доктора философских наук, профессора, действительного члена Российской академии образования, является знаковым для многих поколений педагогов, психологов, социологов: он еще с советских времен - один из лучших специалистов по проблемам подростков и молодежи. Николай Малофеев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО, можно сказать, главный дефектолог страны. Евгений Ямбург, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, известен в России своей уникальной системой воспитания и обучения. Приняли участие в работе конференции и другие известные ученые, включая гостей из Ростова, республик Северного Кавказа, из Белоруссии. Ставропольский государственный пединститут представляли его ректор, доктор педагогических наук, профессор Людмила Редько; заведующий кафедрой социализации и развития личности СГПИ доктор педагогических наук, профессор Евгений Шиянов и другие. Все три дня работы на пленарных заседаниях и на мастер-классах присутствовали директора и учителя школ края, молодые ученые и студенты СГПИ.

Антропологический подход в воспитании и образовании рассматривался с разных сторон. Так, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО Володар Краевский говорил о том, что даже сами слова «человеческий ресурс», «человеческий фактор», «человеческий капитал», которые так прижились в нашей речи, свидетельствуют о крайней рационализации отношений в обществе. Вместо морали – расчет, вместо счастья – успешность - вот что слышит теперь ребенок буквально с начальной школы, а то и с детского сада. В программах подготовки будущих учителей и воспитателей появились такие предметы, как «Технология общения с детьми», и подобные ему. Не общение взрослого с ребенком, когда говорит душа, а технология общения, подчеркнул докладчик. Он напомнил, что закрыта государственная программа в образовании по толерантности, хотя не только Россия, но и весь мир стоит перед этой проблемой.

О необходимости изучения человека во всех его ипостасях, антропологическом подходе в подготовке будущих педагогов говорил Евгений Шиянов. Детство должно рассматриваться как открытая система, как период развития личности ребенка, а не формирования в нем лишь «конкурентоспособных» качеств.

Очень интересным было выступление (и мастер-класс) Евгения Ямбурга. По его словам, антропология – главный нерв современной педагогики. Он отметил, что в Ставрополе в этом отношении сегодня делается больше, чем в столицах. Много внимания докладчик уделил «моральной усталости» современного общества, которая ощущается и в России, и в Европе. «Дети крадут счастье», - вот мнение многих молодых, не желающих иметь детей. В России мало рожают, потому что не хватает на прожиточный минимум, на Западе – потому что может не хватить на новый дом и новую машину… Но на самом деле проблема глубже, и речь здесь не только об уровне жизни, не только об эгоизме.

Игорь Кон посвятил свое выступление проблеме совместного и раздельного обучения мальчиков и девочек. Тема актуальна для нашего края, где ведется подобный эксперимент. Оказывается, актуальна она и для других стран. О плюсах и минусах смешанных и раздельных школ задумываются во Франции, Великобритании, Соединенных Штатах. Кое-где вводят раздельное обучение мальчиков и девочек отдельным предметам. Причем не только на уроках физкультуры или технологии. Известно, что мальчиков считают традиционно более сильными в математических дисциплинах, девочки от этого на уроках стесняются показывать свои знания. То же самое происходит с мальчиками во время изучения иностранных языков. Эксперимент в Англии показал, что раздельное обучение математике и языкам повысило успеваемость и тех, и других. Однако И. Кон высказался против полного разделения полов в школе. Женщина сегодня не может и не хочет замыкаться в рамках семьи и материнства. А значит, она должна так или иначе научиться конкурировать с мальчиком еще на школьной скамье. Иначе, как она потом будет конкурировать на рынке труда?

Большое внимание на конференции, и в теоретических выступлениях, и на практических занятиях было уделено проблемам обучения и развития детей с ограниченными возможностями. Интегрировать ли их в общеобразовательные школы, как можно осуществлять эту идею, разумно ли ликвидировать все коррекционные учебные заведения, как сейчас предлагают некоторые горячие головы? Этому было посвящено очень интересное выступление Николая Малофеева. Звучала тема и на мастер-классах – его собственного и Евгения Ямбурга. И хотя мнения они высказывали порой противоположные, это заставляло думать, сопоставлять, учиться. А значит, конференция выполнила свою роль. Думается, что она была праздником мысли, общения не только для практических работников и ученых, но и для всех присутствующих, включая журналистов.