00:00, 22 октября 2005 года

Учитель для гранта

Не так давно опубликованы проекты, разработанные Министерством образования и науки РФ о порядке и критериях конкурсного отбора педагогов и общеобразовательных учреждений для получения данных грантов. Решив узнать, как оценивает эти планы заинтересованная сторона, я провела своеобразный экс-пресс-опрос. Не буду утверждать, что он репрезентативен, поскольку опросить удалось немногих, но тенденция, думается, высвечивается.

Прежде всего выяснилось, что в нескольких школах Ставрополя, куда я позвонила, учителя не только проект не читали, но и о самой инициативе президента не знают. Был случай, когда, выслушав мой вопрос, трубку сразу же положили и больше не снимали… Ну а те педагоги, с которыми все же удалось поговорить, высказывали сомнения в возможностях объективного отбора претендентов на «личные» гранты.

Сомневаются и родители. Ольга Ю., мать пятиклассника, сказала, что не верит тому, что администрации школ будут прислушиваться к мнению родителей об учителях (как предусмотрено проектами). Она привела пример: родители класса, в котором учится ее сын, высказали желание, чтобы, перейдя к обучению во второй ступени, дети занимались не по экспериментальной, а по традиционной программе, но их мнение никто не учел. Еще одна респондентка предложила проводить родительский опрос с помощью поч-товых ящиков в учебных заведениях, но тут же задумалась: а кто эти отзывы будет оттуда доставать и с какими намерениями? Мой коллега, в прошлом – директор школы, усомнился в объективности отбора, если главное решение будут принимать органы управления образованием, и предложил, чтобы в муниципальные комиссии входили в основном управленцы из других сфер – скажем, медики или работники соцслужб, у которых не будет своих «любимчиков» среди директоров учебных заведений и учителей. Слышала я и мнение о том, что награждение одного учителя в школе стотысячерублевым грантом, при нынешнем уровне зарплаты, вызовет раскол в коллективе и зависть со стороны коллег, даже если педагог будет награды достоин…

В общем, подавляющее большинство тех, с кем удалось поговорить, настроены скептически. Скорее всего, это следствие определенного недоверия порядкам, царящим в нынешней образовательной сфере. Если же обратиться к самой идее, то, на мой взгляд, она ценная и может изменить ситуацию в школе. При одном «но»: условия отбора должны обсуждаться и выверяться с привлечением как можно большего числа людей. Ведь в проектах, опубликованных на страницах педагогических изданий, пока не просматривается система точных и объективных критериев. Так, предполагается три этапа отбора - от общеобразовательного учебного заведения до комиссии субъекта РФ. Но на каждом этапе от претендентов (педагога или школы) требуется лишь «пакет документов». Думается, что при этом могут выиграть те школы, в которых хорошо налажено делопроизводство. Совершенно непонятно также (правы мои респонденты), как будет учитываться мнение родителей. Если на уровне родительских комитетов школ, то известно, какая категория родителей туда чаще всего входит и как они зависят от администрации учебного заведения.

В положении о грантах для учителей говорится, что обязательным критерием является позитивная динамика достижений обучающихся. Если под этим подразумевается выросший уровень «пятерок», то смогут ли участвовать в конкурсе педагоги, скажем, коррекционных школ, работающие с детьми, отстающими в развитии? Как сельская школа будет конкурировать с городской гимназией или лицеем, куда учащихся принимают по конкурсу и где обеспеченность большинства родителей позволяет нанимать репетиторов? И не получится ли, что именно такие «продвинутые» общеобразовательные учебные заведения станут основными лидерами? Вряд ли это будет справедливо.

Думается, что для приближения к максимальной объективности, во всяком случае, для определения лучших педагогов, можно обратиться к опыту профессиональных конкурсов «Учитель года». Они тоже начинаются с представления пакета документов. Но затем педагог показывает свое мастерство на муниципальном, краевом, российском уровне, ведет уроки, проводит внеклассные занятия, публично анализирует свой опыт. И эта открытость, гласность, присутствие на конкурсах большого числа людей дают объективные результаты. Уверена, что это могут подтвердить самые разные люди, присутствовавшие на краевых турах, среди которых, согласно положению об «Учителе года», есть и педагоги, и управленцы, и ученые, и родители учащихся. Я и сама это видела.