О скорости, золотом фонде и перспективах
Только требования безопасности движения должны быть реальными ограничителями для «быстрых» водителей, а не ямы и ухабы… Чтобы было именно так, дорожники трудятся, бывает, и круглые сутки. О реальных достижениях и проблемах отрасли нашему корреспонденту в канун профессионального праздника рассказывает начальник управления дорожного хозяйства Ставропольского края Владимир Елистратов.
- Три года назад Ставрополье было названо лидером дорожного строительства в Южном федеральном округе. Как обстоят дела сегодня?
- Темпов не сбавляем. Вот уже несколько лет реализуется Программа совершенствования и развития автомобильных дорог Ставропольского края на период до 2010 года с прогнозом до 2020-го. Несмотря на происшедшие за последнее время изменения в структуре финансирования, удалось сохранить не только профессионально-технический потенциал отрасли, но и ежегодно наращивать объемы работ. В частности, в план на 2005 год включено 11 объектов строительства, реконструкции и ремонта автодорог. Готовится к сдаче мост в Кисловодске, разрушенный наводнением 2002 года, недавно введен в эксплуатацию 24-километровый участок автодороги Элиста – Кисловодск, сооружаются обходы села Гофицкого, Светлограда. Пуск последнего объекта намечен на конец октября. В 2006 году закончим первую очередь обхода Георгиевска и приступим к реализации второй. Всего на нужды отрасли до конца года будет освоено 2 млрд. рублей. Для сравнения: в прошлом году наш итог был равен 1,8 млрд. рублей. Из краевого бюджета объем финансирования составит 1,4 млрд. рублей, вклад федерального – 560 миллионов. А всего за период с 1997 по 2004 год построено и реконструировано около 300 км новых магистралей, отремонтировано более 2 тыс. км дорог. Мы и сегодня занимаем лидирующие позиции в ЮФО по количеству дорог с твердым покрытием.
- Владимир Анатольевич, в последнее время, я знаю, край стремится к улучшению качества дорожного строительства…
- Главная задача сегодня – увеличение срока эксплуатации дорог, что возможно только при условии достижения высоких качественных показателей. На всех объектах ведется строгий технический надзор за ходом работ в строгом соответствии с проектно-сметной документацией и действующими стандартами. Этим занимается лабораторная служба, располагающая, кстати, самым современным измерительным и контрольным оборудованием. Научно-техническое сопровождение осуществляют специализированные научно-исследовательские институты. После выхода Федерального закона «О техническом регулировании» нами принимаются активные меры и по сертификации материалов, используемых в дорожном строительстве. Создан орган, которому дано право проводить соответствующие испытания. Утвержденная губернатором еще в 2003 году программа модернизации и технического перевооружения дорожной отрасли края позволила внедрить в производство принципиально новые технологии, позволяющие приблизиться к европейским стандартам качества дорожных покрытий и искусственных сооружений. Здесь можно было бы долго перечислять наши ноу-хау. Главное, что все они работают на генеральную задачу. Ситуация сегодня такова, что на ремонт действующих автодорог уходит две трети капиталовложений. И только треть - на реконструкцию и строительство новых. И такое положение сохранится еще долго. Ведь срок эксплуатации многих трасс давно превысил все возможные технологические сроки, тогда как требования к качеству полотна, прежде всего в связи с тем, что автомобилей становится больше и нагрузка на дороги растет, повышаются. Именно поэтому к новому строительству предъявляются особые требования, дабы служили дольше, чем те, что были построены много лет назад. Этому способствует и реализация также принятой несколько лет назад программы модернизации и технического перевооружения асфальтобетонных и битумных баз. Дополнительные затраты на качество обеспечат увеличение так называемых межремонтных сроков. Проще говоря, дороги станут лучше, и ездить по ним автомобилисты будут быстрее и с большим комфортом.
- Кстати, о комфорте. Какие планы относительно развития придорожного сервиса?
- Проблем хватает прежде всего по той причине, что еще до принятия соответствующего постановления губернатора о порядке застройки придорожной территории многое было сделано самоуправно, без согласования с дорожниками. В результате сегодня мы вынуждены порой ставить перед местной властью и владельцами земли вопрос ребром, вплоть до сноса некоторых построек, которые грозят безопасности движения и мешают цивилизованному решению проблемы. И все же. Есть много перемен к лучшему. Большая часть автобусных павильонов, АЗС, торговых предприятий, кемпингов, мотелей возведена при участии инвесторов. Расходовать бюджетные средства на эти цели было бы ошибкой.
- Какие перемены ждут отрасль в связи с реализацией в крае закона о местном самоуправлении? Ведь содержание части дорог предполагается передать под юрисдикцию муниципалитетов.
- Мы подумали о том, чтобы после такой «рокировки» через несколько лет не получить на месте действующих дорог лишь направления. Во-первых, львиная доля, 4600 км, остается на нашем попечении. Во-вторых, с новыми собственниками, органами местной власти, проговаривается возможность передачи функции по эксплуатации дорог в ведение ГУП «Дирекция строящихся автодорог» с соответствующим финансированием. Придумывать велосипед, то есть искать других специалистов-дорожников, не имеет смысла. Наши ДРСУ имеют все для того, чтобы выполнить поставленные задачи на должном уровне.
- Назовете своих героев?
- В числе лучших коллективов – ДЭСУ-2 им. В. И. Демидова (директор Н. Харченко), Кировское МДРСУ (Ф. Артеменков), Труновское МДРСУ (А. Скорняков), Ипатовское ДРСУ (А. Булыгин), ГУП «Крайавтомост» и «Совдортех» (А. Горбанов и Л. Иваненко) и другие. За последние три года 12 предприятий признаны лучшими в отрасли, 250 человек получили звание «Лучший по профессии». Это наш золотой фонд, и мы делаем все, чтобы не только прославлять передовиков, но и обеспечить им достойное материальное стимулирование. Мы гордимся, что у нас появились династии дорожников. Кстати, администрация поощряет эту хорошую традицию. В Северо-Кавказском техническом университете по нашей инициативе открыто отделение дорожного строительства. Его студенты – дети наших работников, мы оплачиваем их обучение и возьмем после окончания вуза к себе на работу. Это гарантия того, что начатое нами будет достойно продолжено.
В общем, покой нам только снится. Впереди много работы. Ведь и планов - громадье…