Архитектор судеб
Мама Алексея, а это о нем – о Гоноченко – веду рассказ, оказалась в драматической ситуации. В ее женском звене случилась беда. Ехавших с поля на повозке колхозниц встретили стражи закона. Обыскали, ощупали, нет ли у кого за пазухой зерен, из которых можно хоть немножко каши детям сварить. Не нашли. Но прокурорша слыла опытной искательницей. Заметила у дороги пять сумочек. Выяснилось, в каждой из них было по полтора – два килограмма зерна. Сумочек пять, а женщин – шестеро. Чьи они? Все «воровки» молчали. Обвинили одну – маму Алексея, звеньевую. Какой же она старшой, если дозволила такое?!
Читаю рассказ об этом, и слезами наполняются глаза. Сёла разные, а судьбы одинаковые. Тяжкая женская доля была у всех солдатских вдов. Был у моей мамы лифчик – своеобразный «патронташ», туда она умудрялась насыпать по щепотке пшеницы, а потом, надеясь на Бога, смело шла навстречу контролерам. Везло, проносило!
Что же произошло с мамой Алексея? Да самое обычное по тем временам: отправили солдатскую вдову в райцентр на дознание. Две недели не было ее дома, свекровь не выдержала и послала внука Алексея в райком партии.
Дорога из Сергиевки в Спицевку - неблизкая. Парнишка пришел туда к вечеру, переночевал на пороге райкомовского дома. А утром его разбудил кряжистый, невысокого роста дядька. Спрашивает полуспящего мальца: «Ты чего тут?» и слышит настороженное: «А чего вам надо?». Ведь рассказывать о своем горе каждому встречному Алексей не считал нужным. Бабушка направила его к самому первому секретарю. Фамилия его Копнин…
Как же был удивлен юный ходок за правдой, когда услышал от этого дядьки, что он и есть тот самый А. Копнин, который должен помочь вызволить маму, причем больную туберкулезом. Первый секретарь взял полусиротку за руку и повел в свой кабинет. Позвонил в прокуратуру и сказал: «Чтобы мать ночевала дома. С детьми». Посмотрел на мальца добрыми глазами, похлопал по плечу и ласково молвил: «Иди. Мать будет дома».
Шли годы, жизнь листала страницы, а образ доброго, отзывчивого защитника при высокой должности оставался всегда в сердце и памяти Алексея. Страна ценой неимоверных усилий поднималась из руин, ребятня мужала. Дети войны, не дождавшиеся своих отцов, стремились походить на них. Рано взрослели, не боялись трудностей. В их числе был и Алексей Гоноченко.
После окончания техникума он пришел в МТС агрономом. Взрослые быстро подметили в нем деловитость, самолюбивую принципиальность, уважительное отношение к сверстникам, не говоря уж о старших по возрасту механизаторах, которые были в подчинении молодого специалиста. Подметили - и предложили работу в райкоме комсомола. Алексей - по натуре максималист - не сдрейфил. Согласился… И пошли будни, похожие на праздники, поскольку молодежная среда увлекла его на малые и большие дела. К концу любого дня он видел результат. Его авторитет рос, как говорится, не по дням, а по часам.
В девятнадцать лет Алексей был направлен в целинный район Калмыкии создавать районную комсомольскую организацию. В его рукописи этому периоду отведено более десяти страниц. И понятно: быть первым среди сотен юношей и девушек было и престижно, и нелегко. Но трудами комсомольского актива его организация стала одной из лучших в Калмыкии.
Мужал Алексей, набирался опыта, получал и нахлобучки, и почетные грамоты. Быть на стремнине жизни удачливым не всегда получалось. Но рядом находились старшие товарищи, они умели и поддерживать, и строго спрашивать. За науку жизни Алексей благодарен Григорию Горлову, Герою Социалистического Труда. Вместе они трудились на разных постах 45 лет. Был А. Гоноченко у Г. Горлова правой рукой в Изобильненском районе в должности председателя райисполкома. А когда сам стал первым секретарем Труновского РК КПСС, то благодарен был Григорию Кирилловичу за его помощь в подборе кадров руководящего звена. Немало тогда изобильненских управленцев было направлено в только что образованный Труновский район.
За 12 лет райкомовских будней Алексей Алексеевич успел благотворно повлиять на развитие экономики хозяйств, предприятий, на становление многих учреждений, что называется, с нуля.
Став начальником краевого дорожного управления, опытный организатор А. Гоноченко сумел сориентироваться в работе сложного хозяйства, предприятия которого были почти в каждом районе края. Вскоре Ставропольское дорожное управление признали лучшим в Российской Федерации. Его многочисленный коллектив был награжден знаменем ЦК КПСС. Следует подчеркнуть, что такой чести никто из коллег А. Гоноченко в РСФСР не удостаивался.
В чем секрет этого достойного мужа? В нацеленности, в строгой требовательности к себе, а затем и к подчиненным. В умении схватывать новое, делиться со своей командой и общими усилиями тянуть воз проблем до высокого конечного результата.
Отмечая свой юбилей – 70-летие, Алексей Алексеевич продолжает активно участвовать в общественной жизни Ставрополья. Он неугомонный защитник ветеранов труда, активный помощник депутата Государственной Думы края.
Закрываю последнюю страницу автобиографической повести А. Гоноченко и с удовольствием отмечаю радость от узнавания еще одного замечательного земляка, жизнь которого состоялась. Ему благодарны многие, кому посчастливилось трудиться рядом с ним. Благодарно и государство. Алексей Гоноченко заработал пять орденов СССР и две медали. Архитектору человеческих судеб хочется пожелать на долгие годы крепости духа, любви близких и неубывающей когорты друзей.