00:00, 6 сентября 2005 года

«Ваши чести» отчитались

"Mы собрались, чтобы обсудить, куда мы идем и что делать дальше", - примерно так определил задачи председатель Ставропольского краевого суда Сергей Коровинских. Тем для обсуждения было немало. Но еще больше – поводов для размышлений. Например, значительней рост числа поступивших в суды края уголовных дел: если в целом по России их количество увеличилось на 4,2 процента, то на Ставрополье – на 18! При этом «вал» уголовных дел по грабежам возрос на 34 процента, разбоям – на 37, кражам – на 29, а по вымогательствам – на 42(!) процента. Все это так называемые имущественные преступления. Стало больше несовершеннолетних осужденных (на 2 процента) и женщин (на 4).

В результате серьезно возросла нагрузка на судей. Но если районным служителям Фемиды в месяц приходится рассматривать в среднем 19 уголовных, гражданских и административных дел, то мировым судьям – до 140 дел. Единственным выходом в этой ситуации, по мнению Сергея Коровинских, является увеличение числа мировых судей. Выступивший на семинаре-совещании вице-губернатор края Борис Калиничев рассказал, что краевая Госдума обратилась с подобной инициативой в Госдуму России. Ставропольские законотворцы предлагают увеличить количество мировых судей на 61 единицу. Вице-губернатор отметил, что край готов нести расходы по обеспечению их деятельности.

Однако нехватка «судейского сообщества» не оправдывает то, что не соблюдаются процессуальные сроки при рассмотрении дел, отметил Сергей Коровинских. Это прямое нарушение прав и свобод граждан, которые обеспечиваются Конституцией РФ. Особо «нерасторопными» в этом плане оказались судьи Степновского районного суда.

Правда, и здесь не все так просто. Нередко сами участники процессов делают все возможное, чтобы затянуть разбирательство. К примеру, попросту не являясь по повесткам под вымышленными предлогами. И если в США за подобные «хронические неявки» предусмотрен солидный штраф, то «наш человек» о подобных мерах зачастую не слыхивал.

Но допустим, приговор оглашен. Следующий шаг – обращение его к исполнению. Уголовно-процессуальный кодекс оговаривает конкретные сроки – трое суток со дня вступления приговора в законную силу. Но не каждому судье закон – указ. И здесь отличился Буденнов-ский районный суд, который осудил некоего Т. к трем годам лишения свободы условно. Приговор вступил в законную силу в марте 2002, а был обращен к исполнению только… в мае прошлого года, то есть по прошествии двух лет. И это всего лишь показательный, но далеко не единственный случай. На состоявшемся не так давно заседании президиума краевого суда по фактам подобных нарушений были заслушаны председатели Шпаковского, Грачевского, Октябрьского, Буденновского, Советского, Кировского районных судов. Как сообщил Сергей Коровинских, решается вопрос о прекращении полномочий председателя Буденновского райсуда.

На совещании поднималась и тема подсудности и подведомственности гражданских дел. Выяснилось, что и здесь бывают неприятные случаи. Так, в июле нынешнего года рассматривалось дело по иску одного из московских заводов к двум также московским фирмам, где речь шла о полутора миллионах акций завода. Примечательно, что принятое судьей решение было обращено к немедленному исполнению. При этом ответчики в суде не присутствовали, да и вообще не знали об иске. Но самое интересное то, что рассматривалось это дело… на судебном участке № 2 Грачев-ского района. В настоящее время, сообщил Сергей Коровинских, судья, допустивший столь грубейшие нарушения норм материального и процессуального права, отстранен от должности.

О подобном факте судебных ошибок и неправомерных решений рассказал и Борис Калиничев. Он выразил большое недоумение решением Октябрьского суда города Ставрополя от 18 августа нынешнего года по иску избирателя о проведении дополнительных выборов в городскую Думу в связи с гибелью депутата. Решение суда, подчеркнул вице-губернатор вопреки здравому смыслу оставило полномочия по защите интересов избирателей покойнику.

По мнению Бориса Калиничева, на фоне участившихся обвинений в предвзятости, необъективности и ангажированности отдельных судей более принципиальную роль должны сыграть квалификационная коллегия краевого суда, другие выборные органы судейского сообщества края и Кодекс чести.

На совещании также было обращено внимание на необходимость большего взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации.