Вместо наркотика - Дарья Донцова
Подобных встреч не случалось много-много лет. Поэтому приветствие участникам от патриарха советской и российской литературы Сергея Михалкова не было формальностью.
Он сейчас возглавляет исполком недавно созданного Международного сообщества писательских союзов – организации, которая пытается стать правопреемницей Союза писателей СССР. МСПС стремится скрепить литературное пространство как стран СНГ, так и регионов России, объединить многочисленные разрозненные писательские организации в профессиональное сообщество. Именно члены исполкома этой организации в основном представляли делегацию из Москвы.
За круглым столом, который проходил в здании администрации КМВ, столичные и ставропольские писатели обсудили несколько важных и актуальных вопросов. Секретарь правления Союза писателей России, главный редактор газеты «Московский литератор» Иван Голубничий говорил о состоянии литературы в современной России. Ритм нынешней жизни, по мнению Ивана Юрьевича, не позволяет человеку сосредоточиться на мыслях о своем предназначении, о высшем смысле бытия. Максимум, что может себе позволить человек, стремящийся к преуспеванию, это среднего уровня интеллектуальную игру, облеченную в литературные формы, или чтиво для сентиментального расслабления, что подобно легкому наркотическому или алкогольному опьянению. Этим двум задачам сегодня и служит активная, если не сказать агрессивная, часть современной русской литературы.
Докладчик признал: можно сколько угодно критиковать Пелевина, Сорокина, Маринину, Донцову, но нельзя силком заставить читать Распутина или Солженицына. Народ читает о том, чего ему не хватает в повседневной жизни. А повседневная жизнь среднего человека сегодня столь страшна своей безнадежностью, что единственным способом избежать нервного срыва является возможность окунуться в мир фантастических вымыслов и беспредельного виртуального благополучия. Но Юрий Голубничий надеется, что это болезни роста читательской аудитории, что инстинкт в конце концов выведет читателя к тем естественным ценностям, которым служит настоящая литература. Хотя прийти к этому будет непросто, поскольку в современном российском обществе крайне размыты представления о добре и зле, нет единой иерархии ценностей. Даже государственную идею мы пока не в состоянии сформулировать.
Перед российским писателем, считает столичный литератор, стоит задача верно уловить дух настоящего времени и создать для читателя привлекательные художественно-духовные модели, наполняющие повседневность новым смыслом и открывающие новые перспективы. Однако в конечном счете, как и в прежние времена, все решают масштаб художественного таланта и глубина духовного родства со своим народом.
Наблюдениями о месте русской литературы в современном международном сообществе поделился со ставропольскими писателями другой секретарь правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Русский колокол» Максим Замшев. В этом году ему довелось побывать на мартовском книжном салоне в Париже. Максим Адольфович назвал интеллектуальным фашизмом то, что происходит на такого рода выставках при поддержке нынешнего руководства Федерального агентства по печати. Так, в составе делегации оказались десять человек, о литературной деятельности которых никто никогда не слышал, а также шесть писателей, которые уже давно живут во Франции и Швейцарии и представлять русскую литературу никак не могут. Но всем им Министерство культуры РФ оплачивало пребывание в Париже, дорогу, номера в гостинице по тысяче евро за сутки. Что касается остальных писателей, то почти все они – авторы частного издательства «Вагриус». А все потому, что владелец издательства - Владимир Григорьев - является советником главы Федерального агентства по печати. То есть за наши, налогоплательщиков, деньги в Европу посылают людей, которые работают на частный издательский капитал. Это, по мнению Максима Замшева, - государственное преступление.
Вот эти-то люди - типа Швыдкого - и формируют у западного читателя мнение о современной русской литературе. Французов, например, они еще с начала 90-х годов убеждали, что других писателей, кроме как Пелевин, Сорокин и иже с ними, в России просто нет. Поэтому на Парижском салоне многие брезгливо уходили от русского павильона.
Но есть и другая проблема. Русский язык и лучшие его произведения для перевода чрезвычайно сложны. А вот примитивная стилистика какой-нибудь там Ирины Денежкиной, уж не говоря о Марининой и Донцовой, где стилистики нет вообще, легко подлежит переводу. Поэтому западный издатель охотно заключает контракты на переводы такого рода произведений и соответственно формирует негативное мнение о русской литературе.
Способна ли современная литература влиять на патриотическое воспитание российской молодежи? И на этот жизненно важный вопрос искали ответ участники круглого стола. Известный ставропольский литератор Александр Мосинцев прямо связывает такую возможность с реалиями современной российской жизни. Печатные СМИ и телевидение настойчиво осуществляют дегероизацию народа, оплевывают все лучшее в истории страны. Одновременно резко снижается доверие к нынешним властям, слово которых постоянно расходится с делом. В России сейчас более 30 долларовых миллиардеров и свыше 150 миллионеров. Государство само позволило украсть эти деньги, а теперь приняло закон о легализации капиталов, при условии, что новоявленные богатеи уплатят 13 процентов налога. Да и сами писатели попали в страшную зависимость от рынка, который требует не художественного уровня, а услужения толстосумам или тем, кто очень заинтересован в разложении молодежи и всего общества. В таких условиях воспитывать патриотизм весьма непросто.
Докладчика горячо поддержали ставропольские писатели Валентина Нарыжная и Владимир Кожевников. Молодым очень трудно осознать, что же такое патриотизм, когда на пустующих фермах еще недавно процветавших колхозов и совхозов провалились крыши, когда надо пахать, а солярку купить не на что. Молодой комбайнер, который воевал в Чечне, чуть не плачет – он не может прокормить семью. А в это же время московские олигархи, в том числе семья Лужковых, скупают на Юге России чуть ли не целые районы.
Другой непростой вопрос – взаимосвязь глубинки и центра в литературном творчестве. Руководитель делегации московских писателей, известный поэт и прозаик, президент Академии поэзии Валентин Устинов рассказал мне, что он объехал едва ли не все регионы России. Везде есть талантливые, преданные литературе люди. Но они варятся в собственном соку, их книги не доходят до читателей в других регионах. Самой большой бедой, обрушившейся на писателей, Валентин Алексеевич считает развал неповторимой, единственной в мире, советской системы книгореализации.
Виктор Кустов, известный ставропольский писатель и издатель, также считает, что сегодня существует диктат книготорговцев, которые делают деньги, не думая больше ни о чем. Их интересуют только «раскрученные» писатели. А молодым талантам из провинции на всероссийский уровень не пробиться. Единственный путь решения проблемы – создать при МСПС или каком-то другом союзе писателей региональное издательство, где были бы предусмотрены лимиты для каждой писательской организации. Скажем, чтобы каждый год Ставропольская писательская организация имела право выставлять на рассмотрение для публикации в издательстве три-четыре книги.
Это предложение ставропольчан члены исполкома Международного сообщества писательских союзов восприняли с большим интересом. И вообще, Максим Замшев выразил уверенность, что состоявшийся круглый стол – свидетельство крепнущих регулярных контактов писателей Москвы и Ставрополья.