Не потерять бы президентский подарок
Свой главный экзамен года – жатву хлебов – министерство сельского хозяйства края выдержало вполне успешно. Получено 6,4 млн. тонн зерна. А вместе с кукурузой, по прогнозам первого заместителя председателя правитель-ства – министра сельского хозяйства края Владимира Гаркуши, ожидается 6,7 млн. тонн, что выше прошлогоднего рекорда. Самих себя превзошли в эту жатву и многие сельскохозяйственные предприятия. Так, в ОАО «Победа» Красногвардейского района собрали 94,1 тыс. тонн зерна – столько же, как вся Карачаево-Черкесия. В закромах СПК «Казьминский» Кочубеевского - 70,5 тыс. тонн, колхозов имени Ленина Советского – 68,3, «Гигант» Благодарненского – 60 тыс. тонн.
Теперь перед производителями стоит вопрос – как выгоднее все это продать. В последние годы индекс цен на зерновые культуры упал на 39 процентов, на всю продукцию растениеводства – на 19. Вся надежда – на государственные интервенции, которые пройдут в конце августа. По мнению министра, из более чем двух миллионов тонн объема интервенционного «лимита» Ставрополье может рассчитывать в лучшем случае на 500 тысяч тонн. И хотя до госзакупок еще несколько дней, тем не менее их «отголосок» уже сказывается: некоторые ставропольские компании повысили закупочные цены до двух с половиной тысяч рублей и больше за тонну.
Но даже в условиях отсутствия «достойной цены» на зерно, снижения уровня рентабельности из-за постоянного роста цен на горючее дела в растениеводстве идут гораздо лучше, нежели в животноводстве. Если первое по итогам прошлого года принесло 3,7 миллиарда рублей прибыли, то второе - 517 миллионов рублей убытка. Привлекательнее других выглядят птицеводство, где идет прирост объемов продукции, свиноводство. С начала года увеличились надои молока на каждую буренку, но за счет того, что продолжается сокращение поголовья, край по сравнению с этим же периодом прошлого года недополучил девять тысяч тонн молока.
Не радует и производство шерсти. Средняя закупочная цена за один килограмм – 27 рублей, что в два раза ниже за-трат. В связи с этим Борис Калиничев поинтересовался у Владимира Гаркуши, не напрасны ли все усилия, которые сейчас предпринимаются руководством края по сохранению Невинномысского шерстомойного комбината, будет ли тот обеспечен стабильной сырьевой базой? Ответ министра был однозначным: комбинат краю нужен, его работа будет определенным стимулом для производителей, даст уверенность, что продукция будет востребована. Он привел пример: недавно в Калмыкии построили аналогичный комбинат, и были такие же точно опасения. Сейчас предприятие успешно работает, хозяйства увеличивают производство шерсти.
В последнее время ставка в российской экономике, в том числе и аграрной, делается на малозатратные эффективные технологии. Это означает, что со временем умные машины вытеснят ручной труд, а вместе с ним и часть работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. К примеру, предполагается, что в строящемся крупном молочном комплексе в Предгорном районе один человек сможет управляться аж со 120 буренками.
- К сожалению, современная экономика требует жертв – сокращения кадров. В ближайшие пять-семь лет из сельского хозяйства сможет уйти до 40 процентов сельского населения, - предполагает В. Гаркуша. - Потому надо заранее думать о создании альтернативных рабочих мест на селе, иначе селянину не выжить.
Тему социальной защиты на отчетном заседании продолжил министр труда и социальной защиты населения края Алексей Карабут. Знаковым для края, впрочем, как и для других регионов страны, стал знаменитый федеральный закон №122 – о замене льгот. В крае проделана большая работа по его реализации, которая далась с трудом. И все же есть еще немало «белых пятен». Вот одно из них. С 1 января этого года в крае прекращена выплата участникам и инвалидам войны компенсаций за санаторно-курортное лечение.
- Действующая компенсация не выплачивается, на наш взгляд, обоснованно, - считает А. Карабут, - в соответствии с законом о ветеранах. Тем не менее прокуратура края считает наши действия неправомерными и ставит вопрос о необходимости выплаты ком-пенсаций. В результате несколько ветеранов уже подали иски. Мы предполагаем, что будут массовые обращения в суд.
Еще тяжелее далась реализация другого федерального закона - № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Несмотря на положительный аспект, связанный с формированием законодательной базы, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, по мнению министра, не обеспечивает единого подхода к проведению в крае государственной политики в социально-трудовой сфере. Прямое подчинение министерству утрачено. Передача полномочий в ряде муниципальных районов обернулась настоящей анархией. Труновское управление труда и соцзащиты оказалось без помещения, Ипатовское, по словам А. Карабута, попросту выбросили на улицу.
Настоящее бедствие и с передачей ряда объектов соцзащиты в федеральную собственность. Некоторые главы муниципальных образований до сих пор не могут никак определиться или попросту «стали в позу». В результате страдают люди, которые нуждаются в оперативной помощи. Такие примеры можно привести по Ставрополю и Пятигорску. Как рассказал А. Карабут, недавно из резервного президентского фонда на реабилитационные программы пришло три миллиона рублей. Но освоить их из-за всей этой чехарды пока никак не удается. Не потерять бы такой щедрый президентский подарок - переживают сейчас в учреждениях соцзащиты.
И еще об одном «подарке», связанном с реформой, который главы муниципальных образований не торопятся принимать, - система водоснабжения. Муниципалы пока не готовы взять на свое обеспечение водные объекты в отличие от электроэнергии, тепла и других благ цивилизации.