Быть ли музею Солженицына?
Неподалеку от места, где был храм, на соседней тихой улочке, Александр Солженицын осенью 1994-го уверенно показал дом, где он прожил пять лет с бабушкой и дедушкой, а также с тетей Марусей и ее мужем – отставным солдатом Федором Гориным. Старинный особняк с высоченной замысловатой металлической крышей был, увы, в плачевном состоянии. И сегодня оно немногим лучше. Однако некоторые вселяющие оптимизм перемены недавно произошли. Не мытьем так катаньем, но городские власти смогли забрать часть здания в муниципальную собственность и тем самым сделали шаг к осуществлению давнишней задумки: открыть в Кисловодске литературный музей А. Солженицына.
- У нас замечательный музей Николая Ярошенко. Но будем откровенны: за границей почти никто такого художника не знает. А вот имя Александра Солженицына в Америке и Европе известно практически каждому. Так почему бы не создать в городе- курорте еще одну достопримечательность? - объясняет позицию администрации председатель комитета по культуре Ольга Красникова.
Да и само здание, его месторасположение идеально подходят для музея. Усадьба Гориной, как ныне именуют дом, где жил маленький Саша Солженицын, находится рядом с железнодорожным вокзалом, аккурат над знаменитой «Дачей Шаляпина». От действующего музыкального музея к гипотетическому литературному по крутому склону змейкой поднимается асфальтированная тропинка. Разумеется, она тоже пока вся разбита, а вокруг одичавшие заросли, пустые бутылки, обертки, пакеты.
Эта же привычная российская действительность окружала и само здание. Несколько субботников, организованных комитетом по культуре, придали усадьбе более – менее цивилизованный вид. Заколотили культработники досками и окна дома, дабы отвадить бомжей. Но когда через несколько дней мы приехали посмотреть усадьбу, пару досок кто-то уже отодрал. Тем не менее стоит лишь чуть-чуть напрячь воображение, как перед вами предстанет замечательный литературный музей – усадьба Солженицына, плавно переходящий в музыкальный музей «Дача Шаляпина». А там через исторические здания филармонии, курортной библиотеки, Нарзанной галереи рукой подать до нижнего парка художественного музея – усадьбы Ярошенко…
По достоинству оценил эту перспективу посетивший в прошлом году Кисловодск министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов. На днях о будущем музее я разговаривал с человеком, который близко знаком с Солженицыным, – кинорежиссером Станиславом Говорухиным. Первым делом он заметил, что Александр Исаевич не любитель воздвигать себе памятники. Но в данном случае – если по уму сделать литературный музей, ему это должно понравиться, предположил Станислав Сергеевич.
- Что же касается города, то Кисловодск хорош не только своей природой, - подчеркнул С. Говорухин. – Это одна из культурных столиц России. И надо бережно сохранять память обо всех, кто здесь бывал.
Итак, все «за». Как всегда, остановка за «малым» - где взять деньги на восстановление и реконструкцию усадьбы? И вот уже в который раз местные ревнители культуры обратили свои взоры к известному российскому меценату, предпринимателю Евгению Лунину.
- В свое время я издал книгу о Кисловодске, - сказал Евгений Михайлович корреспонденту «СП». – Все деньги от ее продажи предлагаю передать на восстановление усадьбы. Кроме того, я готов заказать проект и восстановить деревянную часть здания. Это обойдется где-то в 600 тысяч рублей...
Поистине Евгений Лунин человек, которого хочется без всяких кавычек назвать новым русским. Но его возможности не безграничны. Тем более, что параллельно он создает площадь искусств в Череповце, содержит картинную галерею, ансамбль русской народной песни и финансово поддерживает еще несколько проектов. На Ставрополье, в городах-курортах Кавминвод состоятельных людей немало. Хотелось бы, чтобы пример Евгения Лунина подвиг их к меценатству. Но и местным, и краевым властям будет грех не раскошелиться, коль уж предприниматель из Череповца готов отдать на создание музея А. Солженицына сотни тысяч рублей.