Охотники за «пиратами»
Кстати, лодок и прочих маломерок на Ставрополье, оказывается, не так-то мало. Только в Ипатовском, Апанасенковском, Арзгирском и Нефтекумском районах насчитывается свыше двухсот судов – гребных и моторных лодок, яхт и гидроциклов (водных велосипедов с моторами). Однако эту цифру, по мнению работников «ГАИ на воде», можно увеличить втрое, поскольку не все владельцы маломерных судов регистрируют их. И большинство несчастных случаев на воде связано именно с «черным флотом».
- Сейчас мы следим за тем, чтобы все лодки, катера и другие плавсредства грузоподъемностью свыше 250 килограммов были зарегистрированы, - рассказывает начальник Ипатовского участка центра ГИМС МЧС РФ по СК Руслан Юферев. – Только на первый взгляд может показаться, что регистрация не нужна, ибо на воде нет светофоров, перекрестков – плыви куда хочешь. Однако это не так. Ведь владелец маломерного судна, прежде чем получить регистрационный знак, сдает экзамены по правилам судовождения, оказанию первой помощи и так далее. И еще: во избежание несчастных случаев на воде, а они, как известно, часто заканчиваются гибелью людей, необходимо, чтобы лодка, катер или парусное судно каждый год проходили у инспекторов ГИМС технический осмотр…
Место операции - Чограйское водохранилище - выбрано на случайно: на этом водоеме любят рыбачить не только ставропольцы, но и жители соседней Калмыкии, республик Северного Кавказа. Рейд, правда, оказался не очень результативным, поскольку работники рыбинспекции, ссылаясь на отсутствие удостоверений нового образца, отказались от совместного патрулирования, как это планировалось. Смею предположить, что их отказ связан с… засильем на Чограе браконьеров. Уж слишком много сетей и переметов стояло в заказнике: даже опытному инспектору Руслану Юфереву не удалось пройти между островов, чтобы не намотать на винт катера пару сеток. Кстати, руководство Арзгирского ОВД под различными предлогами также отказалось выделить своих представителей.
Другой причиной небольшой эффективности операции стало штормовое предупреждение, объявленное на Чограйском водохранилище. Впрочем, метровые волны не помешали инспекторам обследовать две бригады, которые ведут промышленную добычу рыбы по квотам, полученным в… Калмыкии. Их лодки и катера (большей частью самодельные) соответствовали требованиям ГИМС. В «трал» проверяющих попали только двухместная резиновая лодка «уфимка», которой пользовались отдыхающие из Степновского района, и «инженерное сооружение» из двух самодельных труб-поплавков, будки от вахтового автомобиля и мотора от трактора «Беларусь». Самоделка, пришвартованная к базе отдыха, принадлежащей, по словам сторожа, военным из Буденновского и Нефтекумского районов, регулярно совершает рейсы с отдыхающими на середину водохранилища.
- Даже страшно себе представить, что произойдет, если это «прогулочное судно» перевернется, - сказал Руслан Юферев. – В среднем по краю на водоемах погибают около двухсот человек в год. Только в этом купальном сезоне уже утонули 19 человек, а 43 были спасены. Нам придется изрядно потрудиться, чтобы разыскать владельцев «судна» и привлечь их к ответственности. По действующему законодательству им придется заплатить от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, то есть от 500 до тысячи рублей. Кроме того, подобный штраф можно наложить и на директора базы отдыха, если у причала стоят незарегистрированные лодки и маломерные суда. Меньшие штрафы предусмотрены за нарушение установленной скорости движения, несения бортовых знаков и швартовку (парковку) в неустановленном месте - от трех до пяти МРОТ.
Больше нарушителей в этот штормовой день работникам ГИМС задержать не удалось. Однако, по мнению инспекторов, количество «пиратских» судов на Ставрополье в ближайшее время увеличится, поскольку вступили в силу новые федеральные правила регистрации маломерных судов. Вместо действовавших ранее расценок за государственную регистрацию моторной лодки - 360 рублей, гребной – 170 теперь придется платить 1200 рублей, что порой превышает стоимость самого маломерного судна.