00:00, 30 июня 2005 года

Олигархоотбойник как средство лесозащиты

Как известно, новый закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ряд других законодательных актов в значительной мере изменят всю систему охраны окружающей среды. Так, исключительно из местного бюджета будут финансироваться расходы на благоустройство и озеленение территории муниципалитета, затраты на вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов (за исключением радиоактивных), на охрану окружающей среды, реализацию целевых экологических программ, принимаемых органами местного самоуправления. А доходные источники на эти цели ограничены. Рассчитывать можно только на поступающую в местный бюджет часть платежей за негативное воздействие на окружающую среду, земельный налог, арендную плату и штрафы за экологические правонарушения. Поэтому сейчас, когда начинается формирование местных бюджетов на 2006 год, необходимо в сжатые сроки разработать муниципальные экологические программы и предусмотреть средства для их реализации.

Среди других вопросов, которые вызывают беспокойство краевых депутатов, председатель думского агрокомитета Виталий Коваленко назвал двухуровневый – федеральный и муниципальный – экологический контроль, который фактически вводится с будущего года. Он высказал сомнение: удастся ли при такой системе проследить за токсичными выбросами автомобилей, за утилизацией отходов производства и потребления, за содержанием лесов, которые находятся в границах поселений, и т. д.

Депутат ГД СК Анатолий Батурин подробно рассказал собравшимся, какие полномочия закреплены в нормативных актах за органами местного самоуправления. К сожалению, таких документов множество, отследить их все муниципалам сложно. Подчеркнул А. Батурин и весьма существенное обстоятельство: на сегодня законом не определена ответственность за неисполнение полномочий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, депутат считает, что необходимо законодательно предоставить право органам местного самоуправления передавать органам государственной власти часть таких полномочий в сфере охраны окружающей среды.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды СК Николай Панасенко убежден, что реформа приведет, мягко говоря, к недостаточному уровню управления и контроля в природоохранной сфере. На Ставрополье есть целый ряд региональных экологических программ, которые просто не могут быть реализованы на муниципальном уровне. Прежде всего это касается защиты главного нашего богатства – земли. Эрозия почвы, заболачивание, подтопление, опустынивание, загрязнение нефтепродуктами вследствие многочисленных порывов трубопроводов – в той или иной степени эти беды характерны практически для всех районов края. А взять рекультивацию хвостохранилища радиоактивных отходов в Лермонтове, остановленную из–за отсутствия финансирования из федерального центра. Как на муниципальном уровне решить эту тяжелейшую экологическую проблему?

В крае насчитывается 82 памятника природы и 45 государственных природных заказников. В свете предстоящих законодательных преобразований их будущее тоже весьма призрачно. Невозможно на муниципальном уровне организовать и содержать лаборатории, которые бы отслеживали состояние воздуха, почвы, а федералы не смогут охватить экспертизой все территории.

Что касается нового Водного кодекса, то его суть применительно к регионам Николай Панасенко охарактеризовал так: «Деньги забрали, полномочия забрали, а проблемы остались». Сплошь и рядом в нашем, подверженном паводкам крае возникают ситуации, когда затапливает село и надо срочно прорыть канал или сделать плотину. Силы для этого есть, но нет финансирования – отсюда полная беспомощность. Правда, деньги возвращают в виде федеральных адресных программ. Но делают это лишь спустя несколько месяцев. Министр не скрывает, что, по его мнению, избежать этих и многих других несуразиц можно лишь вернувшись к прежней схеме распределения полномочий: Федерация – субъект Федерации – муниципалитет.

Утилизация промышленных и бытовых отходов – это самая острая проблема для региона КМВ. Она должна быть «вмонтирована» во все законы и подзаконные акты, сопровождающие реформу местного самоуправления. Так считает руководитель администрации Кавминвод Виталий Михайленко. Но, к сожалению, в особо охраняемом эколого–курортном регионе есть немало других экологических проблем, которые невозможно разрешить на муниципальном уровне. Прежде всего необходимо обеспечить безопасность бывших урановых разработок и завершить рекультивацию хранилища радиоактивных отходов. Около 100 миллиардов рублей требуется на то, чтобы перебурить наблюдательные, наблюдательно–эксплуатационные и эксплуатационные скважины в регионе, поскольку существующие уже на 80 – 90 процентов выработали свой ресурс.

Судьба лесов, находящихся на территории поселений, которые новыми законодательными актами отнесены к так называемым городским лесам, – еще один жизненно важный вопрос для Кавминвод. Именно эти леса, подчеркнул руководитель агентства лесного хозяйства по СК Олег Перфильев, больше всего страдают от пожаров, порубок, подвержены деградации. Затраты на их содержание в несколько раз превосходят расходы на ведение хозяйства в других категориях лесов. Непродуманным назвал решение понизить статус лесов, которые находятся на территории федерального курорта, зав. отделом экологии и туризма администрации Пятигорска Михаил Бондаренко. И не только потому, что Пятигорску, на территории которого находятся 2,4 тысячи гектаров лесных насаждений, весьма непросто содержать их в нормальном состоянии. Город должен развиваться, строиться. Для этого есть два пути: либо сносить старый фонд с его гнилыми коммунальными сетями, с отселением жильцов, что весьма накладно, либо уходить в водоохранную зону и в леса. С понижением статуса лесов второй путь стал куда доступнее. Чтобы спасти городские леса от вырубки, Михаил Бондаренко попросил депутатов краевой Думы законодательно установить «олигархоотбойник», то есть такую систему мер, которая бы препятствовала освоению лесных угодий «денежными мешками».

Логическим финалом обсуждения стало выступление главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Михаила Чукавина. Он как практик заявил, что с первого января 2006 года органы местного самоуправления смогут отвечать только за сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Все остальные полномочия в области охраны окружающей среды муниципалитетам не осилить. Их – и это глава территории попросил обязательно записать в протокол – Минераловодский муниципальный район и входящие в него поселения готовы делегировать субъекту Федерации.