Сорок дней
В первую очередь зампред поблагодарил присутствующих представителей масс-медиа за то, что в освещении событий, сопутствующих социальным переменам, они избежали крайностей, поддерживая противников или сторонников реформы. Более того, сегодняшняя миссия СМИ представляется зампреду как посредническая между властью и народом.
- Казалось, было много информации, но до каждого донести ее не удалось, - посетовал Н. Пальцев, добавив, что 600 страниц закона (имеется в виду федеральный закон № 122) усвоить в течение месяца сложновато.
Далее было обозначено несколько принципиальных позиций, которых придерживается краевая власть, претворяя в жизнь социальные нововведения. Она не одобряет деление на федеральных и региональных льготников, поскольку видит в этом элемент кастовости. «Заслуга» за это разделение всецело приписана федеральному центру, который действовал по логике, озвученной «одним из чиновников минздрава РФ». А именно: разделяя полномочия, каждая власть отвечает за свое.
Позиция следующая - закон нужный. Идея великолепная, однако организация исполнения недостаточно продуманная. Технология внедрения должна была включить в себя и подготовку общественного мнения, и прогноз последствий, и апробацию в нескольких территориях, и, что особенно важно, учет региональных особенностей.
По мнению Н. Пальцева, дела изначально пошли бы лучше, если бы Центр прислушивался к регионам хотя бы так, как сейчас.
Обо что же расшибли лоб идеологи проекта и те, кто его проводит? И какие коррективы пришлось вносить, уже в «драку» ввязавшись?
По мнению заместителя председателя ПСК, народ должен был буквально аплодировать тому, что на санаторно-курортное оздоровление льготников выделено в 6 раз больше средств, чем в прошлом году, аж в 11 раз больше на лекарственное обеспечение. Однако вместо аплодисментов народ гневался и жег чучела.
Вину за лекарственные проблемы Н. Пальцев частично возложил на федерального поставщика препаратов (его определял опять же Центр). Вместо заказанных 1300 наименований 20 января в край поставлено лишь 12% ассортимента. Сейчас поставки увеличились, однако до удовлетворения полного спроса далеко. Кроме того, возникли проблемы из-за отсутствия компьютеров и программного обеспечения, возросла нагрузка на врачей. Сейчас, как сказал зампред, проблему очередей в поликлиниках пытаются решить, создавая оргкабинеты, то есть врач лишь назначает препарат, выпиской рецепта занимается медсестра.
Транспорт. Решение этой проблемы на протяжении 40 дней претерпевало всевозможные метаморфозы. В январе выход виделся в едином социальном проездном на городском транспорте. Теперь же, судя по всему, идея такого проездного похоронена. Как сказал Н. Пальцев, раз монетизация - так монетизация! Лучше дать людям деньги, чтобы они сами решали, каким транспортом пользоваться, а транспортников избавить от новых возможных неприятностей с дотациями. Для этого решено, что краевой льготник после первого марта будет получать ежемесячную денежную выплату на транспортные расходы 250 рублей. Но возникает коллизия с «федеральными», как минимум 3 категории из них получают ЕДВ ниже этой суммы. Сейчас правительство края рассматривает варианты решения этой проблемы.
Но самым главным, на мой взгляд, было высказывание краевого вице-премьера о том, что решение проблемы льготников заключается в борьбе с бедностью, повышении зарплат и пенсий, поддержке отечественных производителей и развитии регионов.