Перевод стрелок
Неравнодушный читатель вправе ожидать от вице-спикера краевой Думы, безусловно имеющего прямое отношение к социально-экономической политике края, анализа ситуации, выявления слабых мест, предложения путей выхода. Однако автор торопится донести до сознания масс совсем иное. Если прислушаться к К. Храмову, получается, что причина всех бед Ставрополья находится…за пределами края. Оказывается, все последние годы региональные власти денно и нощно пекутся о земляках, но их героические усилия растрачиваются впустую, потому что мешает федеральный центр, а прежде всего фракция «Единой России» в Государственной Думе РФ, где состоят избранные от края депутаты. Вот они-то и вредят по мере сил. Очевидно, что мнение одного депутата не отражает позиции законодательного собрания края, но статус заместителя председателя ГДСК все же предполагает адекватную, взвешенную оценку ситуации, а не популизм.
А ведь совсем еще недавно Константин Храмов не только не подозревал «Единую Россию» в антиставропольских пристрастиях, но и, как говорится, рвался в «передовые ряды»: обзавелся партийным билетом, возглавлял фракцию «Единой России» в краевой Думе и убедительно говорил о позиции «единороссов» в различных аудиториях. Но потом с ним произошла небольшая неприятность: Константин Константинович был исключен из партийных рядов за грубое нарушение устава и партийной дисциплины. И с этого самого момента в его мировоззрении произошли крутые перемены.
Озабоченный кознями центра, депутат почему-то не сообщает читателю, что краевой бюджет глубоко дотационный. Это означает, что региональная власть не может исполнять свои обязательства перед населением за счет собственных сил и средств. Например, дотационные вливания федерального центра в краевой бюджет только в этом году составили почти 30 процентов. А в будущем году дотации составят уже 35 процентов от краевого бюджета и возрастут на 53,7 процента.
Благодаря усилиям депутатов-единороссов от Ставрополья в Федеральную адресную инвестиционную программу по краю на 2005 год включены 47 объектов на сумму около 1,2 млрд. рублей. Это школы, больницы, водоводы, дороги, высшие учебные заведения и т.д. Их перечень составит два листа. Причем подчеркнем, это дополнительно ко всем трансфертам и субсидиям, а еще 440 млн. руб. выделено на строительство дорог (в 2004 году было лишь 20 млн. рублей).
Вот так в Москве «мешают» Ставрополью. Изыскивают миллиарды рублей для того, чтобы заткнуть местные прорехи. В будущем году Ставропольский край, по прогнозам аналитиков, войдет в десятку субъектов в Федерации, получающих самые большие дотации от федерального центра. В том числе будут выделены деньги и на выплату компенсаций вместо отмененных льгот. Федеральный центр берет на себя финансирование 43 категорий льготников и полностью обеспечивает эти выплаты. Но, кроме этого, край получит деньги и на выполнение закрепленных за региональным уровнем обязательств перед льготниками, и деньги немалые. Так, например, на частичное возмещение расходов края по социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла федеральный бюджет выделяет 272,5 млн. рублей, на выплату детских пособий 134,8 млн. рублей, а также 348 млн. рублей на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и 59 млн. рублей на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Всего же в бюджет края в будущем году из центра поступит 6 миллиардов рублей. Конечно, автору статьи «Льготы убили, денег – не дали», по совместительству депутату, приятнее было бы, если бы все сто процентов хлопот по обеспечению льготников взял на себя федеральный центр. Живи и радуйся, и не надо думать, искать выходы, проявлять требовательность и принципиальность.
Кто, например, мешает депутатам ГДСК и в том числе К.Храмову быть более «ершистыми», когда принимается предложенный правительством края проект бюджета? Ведь этот бюджет предполагает всего лишь 20-процентное повышение зарплат ставропольским врачам, учителям, работникам культуры? А унизительная компенсация в 50 рублей для проезда ветеранов в общественном транспорте, которую утвердили краевые депутаты? Разве не ясно, что эта сумма – дискредитация федерального закона в глазах простых людей и что будущие конфликты на этой почве уже запрограммированы?
Не лучше ли вместо накопления гнева в адрес федерального центра и прочих «врагов» познакомиться с опытом решения этой проблемы у своих коллег из других регионов? Почему, например, в ряде областей, которые находятся в таком же экономическом положении, как и Ставрополье, а то и хуже, законодатели нашли средства? В Саратовской области компенсация на проезд составит 130 рублей, в Тамбовской области – 200 рублей, в Ярославской области – 200 рублей, Новосибирской – 180 рублей, и этот ряд можно продолжить. А ведь это далеко не самые богатые регионы России.
Могут ли краевые депутаты положа руку на сердце сказать, что, прежде чем обращать гневный взор на Москву, они использовали все возможности? Константин Константинович, может быть, и скажет так, однако факты из реальной жизни против. В последние годы стремительно нарастает проблема «вымывания» налоговой базы краевого бюджета. Создаются торговые дома, регистрируемые за пределами края, лишаются прав юридического лица дочерние и зависимые организации. С помощью этих и других способов из края уводится один из основных налогов – налог на прибыль. Назовем навскидку несколько самых ярких примеров – «Невинномысский Азот», ОАО «Электросвязь», структуры РАО «ЕЭС России», ОАО «Роснефть» и другие. Происходит реальное перекачивание заработанных руками ставропольчан средств в бюджеты других регионов. Кто должен озаботиться этой проблемой? Кто должен продумать и запустить в действие правовые механизмы, которые поставили бы заслон на пути оттока средств за пределы края? Разве не региональная власть, в том числе и Константин Храмов!
Говоря о стесненных возможностях краевого бюджета, Храмов почему-то обходит вниманием такой, буквально вопиющий факт: рост затрат на содержание чиновничьего аппарата. Если в 1994 году затраты на содержание аппарата управления в структуре краевого бюджета составили 2,15 процента, то в 2003 году на эти же цели было направлено уже 12,43 процента бюджета края. Аппетиты чиновников растут с каждым годом. Но отразилось ли это на уровне жизни людей? Если судить по тональности статьи Константина Храмова, нет. Жизнь лучше не стала, а завтра, как печально предвещает автор, она станет еще хуже. Почему он не хочет спросить за это со своих коллег-депутатов, правительства края, да и с самого себя, - а упорно ищет виновников в рядах «Единой России», понять, конечно, можно: так удобнее.
В. Катренко, Е. Трофимов, Ю. Васильев, А. Семенченко, А. Ищенко, П. Воронин. Депутаты Государственной Думы РФ, члены фракции «Единая Россия».