00:00, 17 декабря 2004 года

Облавное воскресенье

На это воскресное утро начальник отдела охотнадзора Апанасенковского района Виктор Бугаев запланировал облаву на волков. На рассвете в условленное место прибыли Юрий Денисюк, Иван Солодняков, Андрей Куц, Владимир Андрющенко, Василий Иваненко, Анатолий Банников, Павел Тимощенко и еще несколько человек.

Надо сказать, для сельчан охота не только удовольствие, это еще и способ защитить свое добро от расплодившихся в округе хищников. Виктор Павлович рассказывает, что в прошлом году их было уничтожено на территории района 36, в этом – 30. Сколько же их на самом деле, можно только предположить. По охотничьим прикидкам, пуля достается примерно каждому десятому хищнику. Остальные продолжают потрошить колхозное и личное овцепоголовье, не гнушаются и молодой телятинкой. Некоторым хозяйствам в результате таких набегов наносится ежемесячный ущерб примерно в 200 тысяч рублей. И это только в сельском хозяйстве. Другие потери никто не подсчитывал: например, значительно поредевшее заячье племя – в нынешнем сезоне даже запрещена охота на зайца – нет его в округе.

С начала нынешнего года проведен десяток облав, и не было ни одной безрезультатной. Но это, так сказать, эпизодическая борьба. Госохотинспектор рад, что ему удалось пробить идею создания специализированного «отряда» в сельхозартели «Родина», чьи овцы больше всего страдают от хищников. С октября здесь на постоянной основе действует бригада стрелков из четырех человек. Они получают зарплату, им выделяется бензин, и добывать зверя они в отличие от других имеют право не только днем, но и ночью, и даже в тех местах, где охота запрещена.

Но вернемся к цели нашей поездки. Короткий инструктаж, и вот уже участники облавы распределились по своим местам. Одни заняли позицию в «скрадках», или, как их еще называют, «засидах», другие идут вдоль лесополосы. Вроде собак с собой никто не брал, но откуда-то слышны неистовый лай, треск, хлопки и кряканье. Оказалось, такая у загонщиков работа – посильнее шуметь, чтобы выгнать зверя из зарослей. Собаки для этого дела не годятся – не каждая на волка пойдет, зато за-просто может быть разодранной им. На человека же серый, как правило, не бросается. Хотя, говорят, бывают исключения, и это держит в напряжении местных грибников. Случается, когда волк, вопреки ожиданиям загонщиков, устремляется не вперед, а назад - прямо между ними. Вот недавно выехал Виктор Бугаев на очередную облаву с группой дивенских милиционеров. Проинструктировал, как положено, и разошлись они по местам. А сам стоит у машины - результата ждет. Вдруг из кустов, оглядываясь, выбегает волк. Что делать - ружья в тот раз с собой не взял!

- Срываю с головы фуражку и запускаю в него, - смеется гос-инспектор, - еще и накричал: мол, пошел назад!

Серый резко развернулся и скрылся в кустах. Через минуту раздался выстрел – загонщик среагировал мгновенно и метко.

…Без промаха били зверя и на этот раз. Волчицу уложил Юрий Денисюк. Попутно бригадой добыли еще пару лисиц – кстати, этот пушной зверек является разносчиком опасного заболевания – бешенства. А зайца за весь день встретить не удалось ни одного – не выживают они в волчьих владениях.

На этом облавное воскресенье и закончилось. Да! Спрашивала я у мужиков, не доводилось ли им пробовать волчатины.

-Не-е-е-е, - возмущенно отреагировали они, - хотя слышали байки, что едят ее.

И вдруг выясняется, что главный охотник района трижды пробовал волчье мясо. Первый раз не знал, чем его кормят, а потом даже готовил сам и считает шашлык или рагу из вредителя сельского хозяйства настоящим деликатесом. А такой болезнью, как брезгливость, Виктор Бугаев переболел давно, в студенчестве еще. В молодости работал анестезиологом - тоже всякого насмотрелся. Так что относится к столь необычной пище без предубеждений, тем более, говорит, никакого специфического запаха она не имеет.

Верная примета: заговорили о еде, значит, проголодались. Распрощавшись, участники мероприятия разъехались по домам. Однако путь к обеду оказался неблизким, потому что через пару километров встретились нам нарушители охотничьих правил.

Жители поселка Совруно соседнего Ипатовского района приехали в Приманычье поохотиться на лису. Нашли небольшой водоем, заросший камышом, стали по периметру и поджидают, пока гончие выгонят зверя под ружье. Опытным взором Бугаев сразу определил, что группа состоит более чем из пяти человек. И точно, когда все вышли из укрытий, их оказалось восемь, причем один без лицензии, еще один вообще не является охотником – уверял, что просто сидит, охраняет братово ружье. Составление протоколов и предстоящая уплата штрафов, конечно же, подпортили воскресное настроение ипатовцам, но что делать - не прошла легенда о том, будто встретились они здесь случайно. Наверняка ведь знали, что охотиться группой более чем в пять человек запрещено. Немножко подискутировали, потом повинились, попытались уговорить инспектора простить на первый раз, но бесполезно. При оформлении протоколов выяснилось: у троих из компании день рождения 13 числа. Решили – вот поэтому и не повезло. Хотя, я думаю, к нарушениям охотничьих правил это не имеет никакого отношения.