00:00, 23 сентября 2004 года

Студенты могут все. Даже подружить технику с птицами

Cчитается, что с программным обеспечением сферы образования сейчас проблем нет: вон сколько электронных учебников для школ! То-то и оно, что для школ. Для вузов ничего подобного практически нет. А естественно-научная сфера – вообще сплошная электронная дыра, если можно так сказать. Почему?

- Школьный электронный учебник сделать гораздо проще, чем вузовский, - говорит директор Инновационно-технологического центра, доцент, кандидат педагогических наук Светлана Зенкина. – В электронную программную оболочку помещается материал из бумажных учебников, оттуда же сканируются картинки, кое-что добавляется из Интернета, и все. Это могут сделать методисты и программисты. А чтобы создать, например, электронный учебник по химии «Строение вещества» для студентов, пришлось индивидуально работать с преподавателем, кандидатом химических наук Зимовой Людмилой Николаевной, разработавшей этот курс, самим рисовать на компьютере молекулы и так далее.

«Строение вещества», электронный учебник по химии, университет уже зарегистрировал через расположенный в Москве отраслевой фонд алгоритмизации и программ. Более того, разработка внедрена в учебный процесс, и ее с удовольствием осваивают первокурсники трех отделений – биологии, экологии и геоинформационных систем.

Отдельно стоит сказать о студентах-разработчиках. В прошлом году за свою работу над электронным учебником Виктор Гречкин и Анастасия Белуза получили диплом Министерства образования РФ. В нынешнем году на конкурс научных студенческих работ отправятся сразу три разработки юных сотрудников центра. Но что еще более важно: разработанный и зарегистрированный программный продукт приравнивается к изданному учебнику, если это электронный учебник, или к учебному пособию. Не каждый преподаватель может себе такое позволить, а для студента, планирующего в дальнейшем всерьез заняться наукой, – это практически путевка в жизнь!

Электронный определитель-справочник «Растения Ставропольского края» тоже зарегистрирован. Это очень интересная вещь. Незаменимая, например, в походах, ведь один диск заменяет гору различных энциклопедий! Так и планируется, что в дальнейшем, выходя на практику, студенты-биологи, географы и другие вместо книг будут брать с собой ноутбук с определителем. Принцип его действия прост: вносишь в специальные поля визуальные характеристики увиденных растений и нажимаешь кнопку «поиск». В определителе птиц есть даже кнопка «прослушать звук», то есть голос птицы. А база данных там колоссальная: компьютер выдает от трех до пятнадцати фотографий птицы, ее места обитания, в общем, всю необходимую информацию. Этот удобный «заменитель справочников» сделала студентка 4 курса отделения биологии Виктория Киримханова. Сейчас она пишет на эту тему научную работу. Определителем же растений занимается студентка 3 курса Елена Тютюнникова.

Как ни странно, первыми заинтересовались этими разработками не вузовские педагоги, а учителя московских школ. Дело в том, что подобных электронных определителей в России больше нет. В Москве возможности, конечно, побольше, вплоть до того, что там каждый ученик имеет специальный наладонный компьютер для походов. И Светлана Зенкина уже думает о распространении программных продуктов центра. Скоро у центра появится свой сайт в сети Интернет, где будет размещена вся информация о его работе.

Ребята делают также электронные мультимедийные лекционные демонстрации – для преподавателей. Благо, что ноут-бук и видеопроектор на факультете есть. Электронные лекции студенты посещают с особым удовольствием. Теперь что касается педагогов. Считается, что это достаточно консервативный класс. Однако они активно осваивают форму электронных лекций. А некоторые преподаватели освоили компьютер и теперь сами (!) на нем разрабатывают курсы. Например, шесть дисков мультимедийных занятий разработал декан медико-биолого-химического факультета Александр Иванов. Теперь он работает над электронным учебником «Эволюция растений».

«Мы не сторонники полного перехода на электронное обучение, - говорит Светлана Зенкина. – Но есть моменты, где без новых методов обучения уже не обойтись».

Университет старается материально поддерживать молодых разработчиков: пусть небольшую, но ребята получают зарплату, а также премии. Кроме тех, кого мы уже назвали, здесь трудятся два брата - инженер-программист Александр Петухов, дизайнер- программист Дмитрий Петухов.

Марина ХАБАРОВА