Его Величество – безликий абонент
После выхода статьи «Лидеры краж» представители компании возмутились нашей «нетерпеливостью» и предоставили, столь долгожданные ответы с настоятельной просьбой их опубликовать. Стоит сказать, что, учитывая многочисленные нарекания в адрес компании по поводу качества связи и предоставляемых услуг, с ответом они могли бы и поторопиться.
Генеральный директор ЗАО «СтавТелеСот» Вадим Каретин подтвердил техническую возможность операторов GSM определить владельца сим-карты, находящейся в телефоне с конкретным идентификационным кодом (IMEI), с условием, что он является абонентом их сети. Но при этом сообщил, что компании ЗАО «СтавТелеСот» для этого необходима модернизация существующего оборудования, которую планируется завершить в начале 2005 года. В связи с чем, по его мнению, на сегодняшний день «шансы найти украденный телефон невелики». Очень не хочется думать, что представитель компании лукавит, но некоторое время назад один мой знакомый вернул свой украденный телефон подобным образом. Ему повезло: в компании работал знакомый, который помог, так сказать, «по-свойски», и дал информацию о новом «владельце» его мобильника. Выходит, что тогда оборудование еще не было устаревшим? Или всего лишь был интерес?
Что касается заинтересованности операторов. На вопрос о том, пользуются ли абоненты ЗАО «СтавТелеСот» ворованными телефонами и как компания борется с этим, мы получили вполне исчерпывающий ответ:
«Для подобных действий со стороны операторов сотовой связи пока не существует нормативно-правовой базы», - говорится в письме.
Проще говоря, компания не обязана бороться с этим явлением. Если правоохранительные органы посчитают необходимым и проявят инициативу, компания готова оказать «посильное содействие, оговоренное законодательством РФ». Абонент есть абонент, и для оператора сотовой связи главное, чтобы он был, а происхождение его мобильного аппарата – безразлично.
При этом В. Каретин подчеркнул, что компания сотрудничает с правоохранительными органами на «постоянной основе» и старается оперативно отвечать на их запросы в рамках все того же законодательства. В качестве правового регулятора взаимоотношений с милицией он ссылается на 23 статью часть 2 Конституции РФ – «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».
И в заключение - последовательность действий, рекомендуемых ЗАО «СтавТелеСот» абонентам в случае потери (пропажи, кражи) мобильного телефона. В первую очередь, необходимо заблокировать сим-карту. По телефону можно обратиться в справочную службу по работе с клиентами и приостановить действие карты максимум на три дня. После чего необходимо лично явиться в офис продаж или дилерскую точку компании и написать официальное заявление на блокировку «симки» или ее замену с сохранением номера телефона и всех заказанных услуг. После восстановления сим-карты следует обратиться в правоохранительные органы.
После публикации «Лидеры краж» я был очень удивлен невежественностью ставропольских абонентов. Как оказалось, большинство из них даже не подозревали о том, что операторы сотовой связи стандарта GSM технически, без особых проблем, могут определить, какая сим-карта (а точнее, чья) находится в каждом конкретном телефоне, зная только его IMEI -код. То есть фактически располагают информацией о дальнейшей судьбе ворованного телефона и его новом хозяине. Более того, абоненты были удивлены простотой предложенного алгоритма поиска и соответственно, возмущены бездействием в решении этой проблемы. Ясное дело, что операторы связи не считают нужным консультировать абонентов по столь узким техническим вопросам, но, как мне кажется, подобное неведение в какой-то мере провоцирует кражи телефонов. Ведь если злоумышленник «удачно» украл мобильник и скрылся – он уверен, что теперь его ни за что не поймают. И если какой-либо гражданин покупает сотовый по дешевке (понимая, что, скорее всего, он краденый), то и он убежден, что может пользоваться аппаратом сколько угодно и никто мобильник не найдет и не потребует назад.
«Ошарашили» меня и некоторые представители правоохранительных органов, занимающиеся в том числе и преступлениями, связанными с мобильными телефонами, которые сказали, что о технических изысках, ведущих к решению проблемы, они услышали от меня впервые. Не все, конечно. Так, один сотрудник милиции, некоторое время назад работавший в Краснодарском крае, утверждает, что там проблем с поиском краденых мобильников нет. Кстати, находят телефоны на Кубани именно тем способом, который никак не приживется у нас в крае – через операторов сотовой связи по IMEI-коду. Почему-то тамошние компании не требуют постановлений судов для содействия милиции в раскрытии преступлений. Они охотно предоставляют правоохранительным органам данные об абонентах, пользующихся ворованными телефонами, по запросам начальников РОВД. То есть милиционеры направляют сотовой компании документ с просьбой оказать содействие, к которому прилагается список IMEI кодов разыскиваемых мобильников. Через некоторое время приходит ответ. И все! Нет ничего удивительного в том, что краснодарские операторы связи не отказывают милиции в помощи, ссылаясь на статьи конституции. Потому как никакого вторжения в личную жизнь абонентов и нарушения их прав здесь нет: запрос начальника территориального отделения внутренних дел осуществляется не в личных интересах. А, учитывая количество совершаемых краж мобильников, получать по каждому конкретному факту постановление суда – неразумно, потому что придется затратить на это уйму времени.
В этом контексте при все возрастающем недовольстве качеством связи операторов GSM растет по всей России, ставропольские сотовые компании с явно завышенными по непонятным причинам, ценами на свои услуги «отличаются» еще и во «взаимодействии» с правоохранительными органами.
Волна негодования по поводу хамства и неквалифицированности сотрудников абонентских служб операторов (особенно стандарта GSM), некорректного списания денег со счета, многочисленных сбоев в работе сети началась на Украине и уже захлестнула Россию. Наиболее активные абоненты выступили с предложением провести «Всероссийскую акцию протеста владельцев мобильных телефонов», в ходе которой всем добровольно предлагается в назначенный срок отключить свои мобильники на несколько часов. Цель – напомнить операторам, что абоненты не безликая масса, из которой можно лишь выкачивать деньги. Золотое правило бизнеса: Клиент всегда прав. И его, по мнению организаторов акции, необходимо усвоить в первую очередь операторам сотовой связи. И компании ставропольского края – не исключение.