00:00, 27 июля 2004 года

Ищите… мужчин!

Вел заседание председатель комитета по социальной политике ГДСК Виктор Лозовой. Открывая встречу, он, в частности, отметил, что в целом в нашем крае ситуация с внешкольными учреждениями на фоне общероссийском выглядит неплохо: более 60 процентов учащихся заняты в различных кружках и объединениях, тогда как по стране эта цифра ниже на 20 процентов. Однако это вовсе не означает, что все у нас обстоит благополучно. Есть и свои проблемы, в том числе связанные с организацией летнего досуга школьников. Это показал и весь дальнейший ход состоявшегося обсуждения, участники которого прежде всего обращали внимание на трудности в их работе, причем сводятся эти трудности к нескольким общим для всех – недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база, проблемы с кадрами воспитателей и педагогов.

Все эти основные проблемы взаимосвязаны. Так, низкая зарплата педагогов малопривлекательна для мужчин, а их сегодня в этих учреждениях – речь прежде всего о кружках технического творчества – очень не хватает, сказал, например, Н. Белан, директор Центра развития творчества детей и юношества «Радуга» города Лермонтова. К тому же много лет в бюджете не закладывается средств на оборудование и материалы, приходится обращаться за помощью к родителям ребят, для которых таким образом дополнительное образование детей стало фактически платным. А ведь не каждая семья может позволить себе эти расходы, в результате часто за бортом оказываются многие одаренные ребята. Решение же проблемы, увы, не в компетенции педагогов и даже не в компетенции министерства образования. И в недавнем советском прошлом государство не все брало на себя, существовали добровольно-принудительные шефские связи с предприятиями и организациями. Не худо бы и сегодня найти рычаги воздействия на структуры бизнеса и власти, чтобы поддержка дополнительного образования стала и обязательной, и престижной. Дети – завтрашний день России, и забота об их воспитании должна быть делом не только системы образования, а всего общества. И здесь депутаты могут сказать свое веское слово.

Конечно, хорошо, что в крае удалось хотя бы сохранить созданную ранее сеть учреждений дополнительного образования, и ставропольские мальчишки и девчонки имеют возможность выбрать себе интересное занятие помимо школьных. Озабоченность вызывает дальнейшее развитие этих учреждений, что прозвучало и в выступлении заместителя главы Ипатовской райгосадминистрации В. Антоненко, отметившей, что все пять действующих в районе учреждений продолжают играть важную роль в воспитании ребят, активно участвуя и в организации летнего отдыха. На базе каждого работают летние лагеря, кроме того, большой популярностью пользуются площадки по месту жительства, где в последнее время наблюдается особый всплеск «футбольного движения». А при станции юных натуралистов работают выездные туристические лагеря.

Все это, однако, требует более ощутимой поддержки от строительства новых помещений до капитального ремонта имеющихся. На плечи родителей все взвалить просто невозможно. Ситуацию же с летним отдыхом усугубляет еще и то, что фонд социального страхования отказывается финансировать профильные смены, что отсекает от организованного отдыха значительную часть ребят из малообеспеченных семей. Если на краевом уровне будет принят законодательный документ по деятельности учреждений дополнительного образования, это, безусловно, повысит эффективность их работы, очень нужной и полезной.

Рабочая группа Госдумы края сейчас рассматривает пакет социальных законопроектов, по вопросам образования в том числе, заметил В. Лозовой. Это станет прямым ответом на высказанную на встрече озабоченность, например, развитием в крае системы детско-юношеского туризма, совершенствованием деятельности детских спортивных лагерей. Сегодня в бюджете просто нет статьи, предусматривающей не только существование спортивных лагерей, но – что весьма важно – приобретение для них инвентаря и организацию соревнований разного уровня, подчеркнул председатель комитета Ставропольского края по физической культуре и спорту Р. Койбаев. Только с решением этих вопросов – с помощью депутатов! – наши юные спортсмены смогут достойно выступать на российских соревнованиях. Недаром же сегодня в ряде стран активно воспроизводят успешно существовавшую ранее в Советском Союзе систему спортивного воспитания через учреждения дополнительного образования. А решить эти проблемы можно, о чем говорит опыт ряда районов края, где учреждения дополнительного образования имеют неплохую поддержку. Положительным примером прозвучало выступление главы Сенгилеевского сельского совета Шпаковского района А. Куликова, рассказавшего о том, как местная власть, школа и предприниматели сотрудничают в этих вопросах. Но даже и здесь далеко не все по силам сельскому совету.

Особенно остро эти вопросы ощущаются в восточных районах края, заметила заведующая отделом образования Нефтекумской райгосадминистрации Л. Девятко. Пока не будет в крае целевого финансирования системы дополнительного образования, сами районы проблемы не решат. А востребованность в их услугах чрезвычайно велика, и не только в городах и райцентрах, но и в самых отдаленных малых селах. Последние – особая боль. Дети оттуда не могут полноценно отдохнуть в лагере, поскольку у родителей, часто не имеющих работы, просто нет денег на путевки. А чем эти дети виноваты, что живут в условиях, отличных от городских? И разве не должно общество дать и им равные возможности в получении дополнительного образования?

На несогласованность заинтересованных структур в ходе законодательного процесса указал на заседании замминистра культуры края В. Лычагин. Он считает, что в разрабатываемом законе о бюджете на 2005 год следует более четко отразить отдельными строками потребности учреждений дополнительного образования. И с этим согласились все участники разговора. Немало полезных предложений высказали и другие участники встречи.

Подводя итоги обсуждения, В. Лозовой отметил, что разговор состоялся полезный, а все высказанные замечания, несомненно, будут учитываться в законотворческой деятельности, направленной на совершенствование деятельности системы дополнительного образования Ставрополья. Результаты, по-видимому, последуют теперь уже только в следующем году, но и это обнадеживает, настраивает педагогов на более оптимистический взгляд в будущее. Они рассчитывают на депутатов, да и депутаты явно неравнодушны к затронутым вопросам.