00:00, 30 апреля 2004 года

Хочется мира и добра

Я как рядовой мусульманин не смог остаться в стороне и решил изложить свои соображения по этому вопросу. Так как считаю, что в решении проблемы должны участвовать мусульмане Ставрополья, а не какого-либо другого региона.

Почему мы делаем из мухи слона?! Общественный резонанс с радостью подхватили политики. А это весьма опасно для без того хрупкого межнационального согласия. Кому выгодно раздувать проблему? Почему в дело замешаны высокопоставленные чины в правительстве РФ? Я считаю, что это очередное сталкивание людей. Хватит! Мы по горло сыты этой нестабильностью. Хочется мира и добра. Меня также интересует вопрос: почему именно муфтият Карачаево-Черкесской Республики претендует на это здание? Он не имеет никакого отношения к нему. А ведь если и ставить вопрос о передаче, то это должны делать мы – ногайцы, туркмены, татары, давно проживающие на этой территории края. И действовать не через суды, а спокойно, без лишних эмоций, митингов и угроз. В жизни нет безвыходного положения. На то нас, людей, Всевышний одарил разумом. Насилием этот вопрос не решить. Тем более, что насилие противоречит исламу. Здесь не уместны бряцания шашками, провокационные выступления. Бог для всех один. Любые верующие разных конфессий должны быть терпимы друг к другу, и истинный верующий этот принцип будет соблюдать.

Считаю, что в правительстве страны должен быть социальный орган, регулирующий все споры, возникающие между государством и религиозными организациями. Ведь партнерство государства и религии так важно для современной России!

Я хорошо знаком с историей появления данной мечети. Повторяться не буду, но добавлю важный, на мой взгляд, факт. Когда почти сто лет назад на строительство здания, как обычно, не хватило денег, обратились ко всем верующим с просьбой о посильной помощи. Первыми крупные взносы внесли ногайцы, туркмены. Помогли христианские и еврейские общины. Тогда, видимо, с толерантностью все было в порядке.

Я был в этом здании, осмотрел оба этажа и пришел к выводу, что оно не подходит для соборной мечети по размеру. Если и пользоваться им по назначению, то только для квартальной мечети, куда смогут приходить совсем мало молящихся. А для краевой соборной мечети нужен простор. Здание должно быть вместительностью не меньше, чем на тысячу прихожан. Поэтому предлагаю без лишнего ажиотажа и скандала после создания муфтията края (пока нам выделят землю под строительство соборной мечети и здания для обучения студентов) временно под аренду на льготных условиях выделить пару помещений для религиозной администрации. Думаю, дальше время расставит все на свои места.

Соборная мечеть должна быть на таком месте, чтобы было всем удобно. Это главное! Нам жить на этой земле, и наши взаимоотношения – основное в нашем бытии. Ученым и духовным лидерам ислама нужно серьезно заняться просветительством, рассказать о том, что миролюбие является фундаментальными основами нашей религии».

Необходимый комментарий

В. БЕЛЬЧЕНКО

Проблемы возвращения культовых зданий или помещений, которые ранее, до революции, принадлежали религиозным обществам, решаются по всей России. Понятно, что процесс проходит непросто. Нецивилизованным было изъятие зданий в 20-30 годы двадцатого века, и столь же нецивилизованно нередко, к сожалению, происходит их возвращение.

Только выборка терминов, на которых построена статья «Передать обязаны», говорит о том, что ее авторы не церемонятся ни Совестью, ни с законом, ни с государством, ни с мнением рядом живущих людей.

Авторы письма знают, что в настоящее время в спорном здании расположена поистине бесценная коллекция картин выдающегося художника, певца российской природы, патриота России - П. М. Гречишкина. Коллекция, отданная городу, - это дар людям на века. Она не только для ныне живущих, но и для тех, кто будет жить после нас.

Передать мечеть в той форме, как этого требуют авторы письма, это попросту закрыть экспозицию и сдать картины в хранилища.

Тот, кто написал письмо, знает и другое: главные корпуса Ставропольского государственного университета, аграрного университета, учебный корпус медицинской академии, одно из зданий государственной телерадио-компании, два комплекса краевой психиатрической больницы - принадлежали в свое время Ставропольской епархии. Иудейская община г. Ставрополя могла бы сегодня претендовать на здание Дворца бракосочетаний, адвентисты седьмого дня - на два здания детских садов. Перечень можно продолжать. Однако православная, иудейская, протестантская общины прекрасно понимают, что изъятые государством здания все же находятся в общественной собственности, работают на город и край. Общины этих конфессий строят новые и ремонтируют старые культовые здания.

Авторы статьи даже не упоминают, что уже более пяти лет назад мусульманской общине Ставрополя тоже были предложены на выбор пять строительных площадок для возведения мечетей. Ответа они не дали до сих пор. Напротив, развернули борьбу за получение готового здания. Хочется сразу спросить, с кем вы ведете борьбу в конечном итоге? С художником? С культурой? С горожанами?

Не упоминают авторы письма и другого весьма важного фактора. Мечеть возводилась на материальные и финансовые средства ставропольских ногайцев, туркмен и абазин. Финансовую помощь оказывали православная церковь, община иудеев, царская семья. Могут ли нынешние органы власти игнорировать просьбу ныне живущих ногайцев, туркмен, татар передать это здание внукам и потомкам тех, на чьи средства оно возводилось? Совет имамов восточных районов края, по-видимому, справедливо утверждает, что создаваемый в крае Ставропольский муфтият, а не муфтият КЧР, имеет моральное и законное право на это здание. Может ли правительство края игнорировать эту просьбу мусульман Ставрополья, высказанную советом имамов края? Вопрос, похоже, риторический.

(Соб. инф.).