Вместо паперти
Мы решили коснуться вопроса, который затрагивает интересы очень многих людей с ограниченными возможностями. Ни для кого не секрет, что в условиях рынка эти наши сограждане оказались наименее конкурентоспособны и привлекательны для работодателя. А значит, прописанное в Конституции право на труд для кого-то из них так и осталось формальной декларацией.
В крае сейчас активно пытаются изменить эту ситуацию. В ГДСК рассматривается закон о квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях. Проект подготовлен министерством труда и социальной защиты населения СК. Если он будет принят, то возможность трудиться получат около 18 тысяч инвалидов (сейчас же на Ставрополье работают немногим более 14 тысяч из них). Это уже кое-что. Хотя есть и сомневающиеся в том, что таким образом удастся полностью разрешить проблему. К числу таковых можно отнести и председателя регионального координационного комитета по делам инвалидов на Кавминводах Валерия Шестакова. У него свое видение того, каким путем людям с ограниченными возможностями выбираться из трясины безработицы.
- Квотирование рабочих мест - дело, безусловно, нужное. Но это не панацея. На обычном предприятии нет ни возможности, ни желания создавать особые условия труда отдельному малопроизводительному работнику. Кто, скажем, будет возиться с глухим или слепым пареньком? Думаю, что прежде всего такие же, как и он сам. То есть нет пока альтернативы предприятиям, принадлежащим общественным организациям инвалидов.
- Валерий Васильевич, по-моему, таких общественных организаций сегодня немало, только в состоянии ли они серьезно решать вопросы профессиональной реабилитации?
- Раньше, если помните, на предприятиях Всероссийского общества слепых и других специализированных работало большое количество людей. Так что вопрос решался, и успешно. Но…
Как известно, изменениями в части второй Налогового кодекса РФ, принятого Госдумой 1 июля 2002 года, все налоговые льготы для инвалидов отменены. Целенаправленное предоставление работы инвалидам стало убыточным. Уже к сегодняшнему дню из 13 предприятий, принадлежащих нашему региональному комитету по делам инвалидов, осталось шесть.
- Значит, по-вашему, необходимо опять ввести налоговые льготы? Но ведь известно, что очень небедные фирмы укрывали свои налоги, якобы трудоустраивая инвалидов…
- Конечно же, это не выход. А выход в том, чтобы государство предоставляло преимущественное право на производство и заключение специальных контрактов для обеспечения инвалидов работой. Сейчас, когда работы по госзаказам распределяются на тендерах, инвалидные организации не могут конкурировать с предприятиями, использующими труд здоровых людей. (Им приходится затрачивать средства на создание специальных рабочих мест, в итоге себестоимость продукта выше). К примеру, трикотажные майки, изготавливаемые слепыми на их предприятии в Кисловодске, никак не могут быть дешевле китайского ширпотреба. И тендерная комиссия, естественно, остановит выбор на более дешевой продукции. Но разве мы должны развивать китайскую экономику, а не поддерживать собственных инвалидов?
Я думаю, что часть государственного и муниципального заказов, финансируемых из бюджета, нужно отдавать организациям инвалидов.
- Но госзаказ распределяется именно на конкурсной основе, и по закону запрещено создавать во время конкурса преимущественные условия кому-либо...
- Да, закон не предусматривает привилегий инвалидным организациям, а статья 9 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» вообще запрещает, как вы сказали, создавать преимущественные условия кому-либо. Однако получается, что статья 9 нарушена жизнью. Один из участников конкурса - инвалид - уже ущемлен в правах, поскольку на сегодняшний день не имеет льгот для уравнивания шансов получить работу на рынке труда, и это ограничивает его конкурентоспособность. Кроме того, эти законы противоречат требованиям международных обязательств государства. А в этом случае согласно Конституции применяются правила международного договора.
- И как вы представляете механизм поддержки предприятий инвалидных организаций?
- В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится, что при подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы людей с ограниченными возможностями, должны привлекаться представители общественных объединений инвалидов. Проведение конкурсов прямым образом затрагивает интересы этой категории населения, поэтому необходимо дополнить закон о проведении конкурсов поправкой, которая позволила бы ввести в состав комиссии представителя такой организации для отстаивания преимущественного права инвалидов на получение работ. При отсутствии в конкурсной комиссии такового ее решение может быть оспорено в суде.
- Вы же понимаете, что местные законодатели не могут принимать законы, противоречащие федеральным или корректировать таковые.
- Значит, нам придется обращаться в Конституционный суд, чтобы признать федеральные законы «О конкурсах...» и «О конкуренции...» не учитывающими интересы инвалидов и не соответствующими Конституции. Уж если государство отобрало налоговые льготы, оно обязано предоставить инвалидам возможность отстаивать свои права.
Чем больше представителей общественности будет свидетелем решения комиссий, тем меньше условий для коррупции останется. Вполне достойный способ защитить интересы инвалидов. Хорошо бы найти подобный и для остальных социально незащищенных слоев населения. Например, в случае, если продукция и услуги предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов, мастерских колоний для несовершеннолетних, обществ вынужденных переселенцев соответствуют муниципальным нуждам, конкурс на выполнение госзаказа нужно вначале проводить между ними. В этом случае исчезнет необходимость в каких-либо подачках целым группам населения. А средства бюджета для прямой поддержки можно направить лишь тем, кто не может участвовать в трудовой деятельности - детям, старикам и тем инвалидам, которые не могут быть профессионально реабилитированы. И тогда в России отношение к людям с ограниченными возможностями, как к юродивым на паперти, действительно изменится.