Память не стареет, а вот камень рушится
Памятники, как и люди, стареют. Прошло сорок лет, и постамент просел, потрескался. У местного сельсовета денег для ремонта монумента оказалось недостаточно. И тогда на выручку величаевцам пришел комитет по делам молодежи при ПСК и профинансировал восстановительные работы. Как сообщил «СП» заведующий отделом по социальным вопросам администрации Левокумского района Владимир Смоляков, к 85-летию со дня образования ВЛКСМ, которое отмечается 29 октября этого года, памятник героям-подпольщикам будет как новый.
- В августе 1942 года, - рассказывает Владимир Смоляков, -когда немецкие войска пришли на Ставрополье, часть населения, чего скрывать, недовольная советским строем, приветствовала захватчиков. Другие смирились с оккупацией и просто выживали без работы, продуктов, топлива… За малейшее нарушение и невыполнение немецких инструкций следовало наказание - смертная казнь. Например, за несданное в комендатуру оружие – расстрел. За покушение на жизнь немецких военных – расстрел. Смертью наказывали даже за то, что слушаешь радио.
Однако всех запугать и сломить фашистам не удалось. Среди тех, кто не побоялся выступить против оккупантов, были школьники из Величаевского. Возглавил и объединил местных подростков обыкновенный 17-летний парень, комсомолец Александр Скоков. Всего подпольщиков было 14 человек.
Юные патриоты писали и распространяли антифашистские листовки, рассказывали населению о положении дел на фронтах, собирали и передавали партизанам и регулярным частям Советской армии, державшим оборону в 10 – 15 километрах от Величаевского, информацию о противнике. Александр Скоков лично переходил линию фронта и неоднократно выполнял задания особого отдела 9-й дивизии 4-го кавалерийского корпуса, которым командовал генерал-лейтенант Кириченко. Доставляли партизанам отряда «Яков» одежду, продукты, а однажды переправили пять ящиков немецких мин. На одной из мин, установленных ребятами, подорвалась немецкая танкетка.
Расправиться с подпольщиками врагу помог предатель, дезертировавший из партизанского отряда. По его доносу были арестованы Александр Скоков, Кузьма Напханюк, Василий Обмачевский и другие. Их зверски пытали, но патриоты не выдали товарищей. Ничего не добившись, фашисты расстреляли руководителей Величаевского подполья. Остальных, против которых не было прямых улик, немцы выселили. Позже как члены семьи партизана в Буденновске были расстреляны сестры Наталья и Анна Антоновы. Михаил Заворотынский после освобождения Ставрополья ушел на фронт и погиб в бою. Екатерина Обмачевская, находясь в разведке, сильно простудилась и скончалась…
Через двадцать лет после войны по инициативе краевого комитета ВЛКСМ было решено увековечить подвиг юных жителей Величаевского. Средства на памятник собирались комсомольцами всего края, а среди творческой молодежи был объявлен конкурс на создание проекта памятника. Победу одержали скульптор из Ставрополя Юрий Ананьин и архитектор Михаил Щукин. 26 мая 1963 года монумент был открыт. Вот как об этом в духе той эпохи написано в газете ставропольских комсомольцев «Молодой ленинец»:
«…С самого утра начали прибывать делегации от комсомольских организаций заводов, колхозов всего края, воины Ставропольского гарнизона и гости из соседних республик и областей. Тысячи и тысячи людей заполнили огромную площадь, в середине которой на гранитном постаменте величественно возвышается монумент под белым покрывалом.
Ровно в 14 часов звучат фанфары. Перед памятником выстраиваются колонны знаменосцев. У памятника замирает военный караул…
После вступительного слова военный оркестр исполняет Гимн Советского Союза. Гремят залпы салюта. С памятника медленно спускается покрывало. В едином порыве взгляды всех присутствующих обращены на вырубленного из серого камня юношу с горящим факелом в руках. Школьники в красных галстуках отдают пионерский салют…».
Возможно, авторы этих строк слегка преувеличили. Площадь в селе не такая уж огромная, фигура юноши с факелом не высечена из камня, а отлита из бетона. Однако важно совсем другое. Главное, что память о героях, не предавших страну и товарищей, переборовших страх и боль, живет.