00:00, 18 июня 2003 года

Как мы тратили деньги

Доходы

В течение 2002 года в краевую казну поступило более 14 млрд. рублей. Около половины этих средств (51%) составили федеральные поступления, остальное – собственные средства краевого бюджета. Причем увеличение помощи из федерального бюджета опережает рост собственных доходов краевого бюджета.

Более 70% собственных доходов – это налоговые и неналоговые поступления, 16% - доходы целевых бюджетных фондов, остальное складывается из остатков средств на начало 2002 года и поступлений от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Анализ доходов краевой казны показывает, что в 2002 году их поступило на 6,7 млрд. рублей больше, чем в 2001 году, в том числе по собственным доходам, включая отчисления в дорожный фонд и поступления по платным услугам на сумму 2,4 млрд. рублей. План поступления доходов был перевыполнен по следующим налогам: на прибыль, на игорный бизнес, по акцизам, лицензионным сборам, по налогу с продаж, налогу на имущество предприятий.

Значительную лепту в формирование доходной части бюджета внесли такие отрасли, как промышленность, транспорт и торговля. На их долю приходится 60% налоговых поступлений. Приведенные данные подтверждают необходимость поддержки бюджетообразующего сектора экономики. Эта задача сейчас – в центре внимания ставропольского правительства.

Среди налоговых платежей, по которым не были выполнены плановые показатели по краевому бюджету, можно отметить: налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход, платежи за пользование водными объектами, земельный налог, штрафные санкции и пр.

Средний показатель собираемости основных налоговых доходов по краю за 2002 год составил 118,1%. Как показал анализ, самый низкий уровень собираемости налогов в Георгиевском районе и г. Георгиевске. Более чем на 150% обеспечили собираемость в Новоселицком, Советском, Труновском и Туркменском районах.

Значительное увеличение недоимки наблюдается в Левокумском и Минераловодском районах. Вследствие проводимой работы по мобилизации доходов, в Изобильненском, Ипатовском, Красногвардейском, Нефтекумском, Предгорном, Советском и Туркменском районах недоимка сокращена. Лучше среднекраевого показатели в Труновском, Шпаковском районах и в Ставрополе.

Говоря о доходах краевого бюджета в 2002 году, нельзя не упомянуть о средствах от реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей по товарным кредитам, которые были заложены в бюджете в размере 104 млн. рублей. Напомним, что в 1995-1996 гг. сельхозпредприятия края получили кредиты от государства в виде горючесмазочных материалов. В 1997 году краевое правительство рассчиталось с федеральным бюджетом по товарному кредиту, с тех пор сельхозпредприятия стали задолжниками краевого бюджета. Для погашения долга было решено провести реструктуризацию – сельхозпредприятия края сдают на элеваторы зерно, а средства от его реализации зачисляются в бюджет. Несмотря на усилия обеих сторон, погашение задолженности идет более низкими темпами, нежели ожидалось. В 2002 году на элеваторы края было сдано 4346 тонн зерна, что позволило привлечь в краевой бюджет 10,9 млн. рублей.

В 2002 году из федеральной казны край получил более 7 млрд. рублей. За исключением дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (около 3 млрд. рублей), все они имели строго целевое назначение: на реализацию федеральных законов в социальной сфере – 744,5 млн. рублей, на мероприятия в области регионального развития – 874,3 млн. рублей.

Расходы

Общая сумма расходов из краевого бюджета в 2002 году составила более 13 млрд. рублей (95,5% к плановым показателям). Частично причина недофинансирования заключается в том, что некоторые целевые сборы поступали в бюджет в меньшем объеме, чем планировалось. Например, не был исполнен план по сбору земельных платежей, являющихся источником финансирования рекультивации земель. Есть еще одна причина – техническая. В последние дни календарного года учреждения успевают использовать не все средства, перечисленные министерством финансов. Эти деньги остаются на счетах учреждений и используются ими в следующем году.

Финансирование социальной сферы

Более 5 млрд. рублей было предусмотрено в краевом бюджете на финансирование социальной сферы, они были освоены на 98,7%.

Более 2 млрд. рублей в 2002 году выделялось на образование. В 1,6 раза по сравнению с 2001 годом было увеличено финансирование питания детей в учреждениях образования.

Так как в последние годы проблема технического состояния помещений, в которых размещаются образовательные учреждения, серьезно обострилась, в 2002 году краевое правительство в 2 раза увеличило расходы на проведение капитального ремонта помещений данной отрасли. За счет краевого бюджета в прошлом году было куплено 57 автобусов для подвоза сельских детей в школы, на что потрачено 20 млн. рублей.

Немалые средства – более 1,3 млрд. рублей – были выделены и здравоохранению. На 49,6 млн. рублей по сравнению с 2001 годом были увеличены средства на медикаменты и перевязочные материалы – общая сумма составила 168 млн. рублей. Увеличены средства на питание больных – в 2002 году выделено 36,9 млн. рублей. На борьбу с крымской геморрагической лихорадкой и инфекционными заболеваниями было выделено 6,9 млн. рублей. На обязательное медицинское страхование для неработающего населения филиалам фонда ОМС перечислено 370 млн. рублей.

Значительные средства – 1,3 млрд. рублей – были предусмотрены в области социальной политики. Несмотря на то, что федеральное правительство не выделяет денег на реализацию федерального закона «О ветеранах», краевое правительство в 2002 году изыскало для наших ветеранов 405 млн. рублей. Тем не менее задолженность по предоставлению им льгот в крае за 2002 год составила 74,9 млн. рублей.

Учитывая большую социальную значимость выплат пособий гражданам, имеющим детей, и низкий уровень доходов населения, в 2002 году удалось добиться снижения на 167 млн. рублей задолженности по выплате «детских пособий». В результате принимаемых мер за последние два года задолженность снижена более чем в 2 раза и по состоянию на 1 января текущего года составила 276 млн. рублей.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Большое значение уделяется финансированию отрасли жилищно-коммунального хозяйства, так как здесь за последние несколько лет накопилось огромное количество проблем. В 2002 году на расходы по данному разделу было направлено 1,3 млрд. рублей.

165,1 млн. рублей было выделено из краевого бюджета на возмещение разницы в цене жилищно-коммунальных услуг населению, доходы которого не позволяют полностью оплачивать данные услуги. Заявления жителей края, имеющих право на получение данной субсидии, были удовлетворены на 100%.

101,3 млн. рублей было выделено на предоставление льгот отдельным категориям граждан, капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунального назначения, благоустройство территорий, а также возмещение разницы в цене по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно действующему ныне законодательству, население должно оплачивать только 90% стоимости жилищно-коммунальных услуг, остальные же 10% возмещает государство.

Ликвидация последствий стихийного бедствия

Постигшее край в прошлом году наводнение вызвало необходимость в срочном проведении спасательных работ, восстановлении и строительстве объектов инфраструктуры и жилья для потерпевших, оказании им материальной и финансовой помощи. На эти цели было направлено 2393,3 млн. рублей, из них 297,6 млрд. рублей – из краевого бюджета, а 2095,7 млн. рублей – из федерального.

Наибольшее количество средств ушло на жилье для пострадавших – 1,4 млн. рублей. 128 млн. рублей было им выплачено в качестве материальной помощи, а 159,1 млн. рублей – за частично или полностью утраченное имущество.

* * *

В целом, подводя итоги исполнения бюджета 2002 года, можно отметить, что поставленные при его формировании задачи были выполнены. Поэтапно решаются проблемы, накапливавшиеся годами в период экономического кризиса.

Более, чем на 10% (без учета ссуд, выданных на ликвидацию последствий стихийного бедствия) снижен наш государственный внутренний долг. В результате Ставропольский край занимает второе место в Российской Федерации по уровню кредитоспособности.

В течение последних трех лет в два раза снижена задолженность по «детским пособиям». Близка к погашению задолженность перед учителями за выплату пособий на книгоиздательскую продукцию, и эта работа будет завершена в текущем году.

Значительные средства выделяются на улучшение материальной базы и капремонт бюджетных учреждений. В нынешнем году будет также погашена задолженность бюджетных учреждений за потребленные коммунальные услуги.

Благодаря проделанной в прошлом году работе уже в январе текущего года 18% бюджетополучателей были переведены на новую технологию исполнения бюджета. Внедрение казначейской системы в городах и районах края позволит повысить обоснованность и реалистичность планирования бюджетных расходов, кардинально улучшить уровень автоматизации бюджетного процесса, поставить на более высокий уровень управление финансовыми ресурсами в интересах жителей края.

Несмотря на то, что в области бюджетной политики в 2002 году удалось достичь неплохих результатов, проблем остается немало. Ведь большинство из них накапливались годами, и решить их одномоментно невозможно. Правительство края и министерство финансов прилагают все возможные усилия для максимально эффективного использования бюджетных средств. Подтверждение тому – полученная у экспертов Международного банка реконструкции и развития высокая оценка платежеспособности и качества управления региональными финансами Ставропольского края.

Пресс-служба министерства финансов Ставропольского края