Кисловодский парк: история с продолжением
«Ставропольская правда» уже неоднократно писала о печальной судьбе Кисловодского курортного парка. Напомню, что феврале прошлого года согласно постановлению правительства РФ о разграничении прав собственности между государством и профсоюзами на имущество санаторно-курортных учреждений Кавминвод, парк перешел в федеральную собственность. При этом все объекты инфраструктуры, необходимые для его содержания, остались в собственности ФНПР. Точнее – на балансе ЛПУ «Кисловодская бальнеогрязелечебница». На тот момент было совершенно непонятно, как будут осуществляться управление парком, его обустройство и уборка, – администрация города к подобным расходам была не готова, федеральная дирекция парка не создана, финансирование из федерального бюджета не предусмотрено. Профсоюзы тоже отнюдь не горели желанием содержать на свои средства государственную собственность, но тем не менее коллектив комбината зеленого хозяйства (структурное подразделение Кисловодского БФО) продолжал по мере сил и возможностей за парком следить.С
C 27 февраля нынешнего года cудьба Кисловодского парка вышла на новый виток – он передан в управление ОАО «Кавминкурортресурсы». Был заключен трехсторонний договор между министерством имущественных отношений СК, Кисловодским БФО и ОАО «Кавминкурортресурсы» на выполнение работ по благоустройству и подготовке парка к дальнейшему его использованию по целевому назначению. Надо сказать, что более подходящей структуры для управления парком на данный момент трудно найти – 51% акций ОАО «Кавминкурортресурсы» принадлежит государству, а 49% – ФНПР. То есть, это как раз то самое «третье» звено, которое может эффективно регулировать все возникающие между государством и ФНПР вопросы и разногласия.
12-го апреля Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по ЮФО провел в парке основательную проверку, которая выявила целый ряд серьезных проблем. О том, что же сегодня происходит с Кисловодским парком и какое будущее его ожидает, рассказал генеральный директор ОАО «Кавминкурортресурсы» Виктор Юрьев:
- Кисловодский парк – это сложный живой организм, существующий на перепаде высот от 800 до 1360 метров. Здесь произрастает множество теплолюбивых деревьев и кустарников, которые не характерны для нашего региона, – из Франции, Китая, Италии. Только сосны здесь десять разных видов! Для того, чтобы эти «иностранцы» жили, им необходима постоянная забота. Если их оставить без ухода и поддержки, они погибнут. Искусственно акклиматизированная растительность не может редуцировать себе подобных, для этого в инфраструктуре парка существовал древесно-кустарниковый питомник, где выращивалось пополнение. Отсутствие должного ухода практически в течение десяти лет – с момента, как был декларирован раздел собственности между государством и профсоюзами, принес свои горькие плоды. Специалисты констатируют, что парк начинает гибнуть…
Кстати, сегодня Кисловодский парк по документам по-прежнему находится на балансе БФО. Юридический акт приема-передачи санаторно-курортных объектов ФНПР государству до сих пор не состоялся, и в самом конце прошлого года профсоюзы объявили, что они прекращают в парке всякую деятельность и всех людей, задействованных в обслуживании парка, - увольняют.
- 30-го декабря Министерство имущественных отношений РФ дало распоряжение принять всех людей к нам, выплачивать зарплату и сохранить коллектив профессионалов, которые на протяжении долгих лет следили за парком, – продолжает В. Юрьев. - Мы их приняли в свою семью, содержим на свои средства, делимся куском хлеба. Ни от государства, ни от санаториев на эти цели ничего не получаем…
А дел для специалистов невпроворот. Парк - запущенный, буреломный. Гниющие деревья дают обильную пищу для различных болезней – в данное время болеют около 30 процентов деревьев, требуются санитарные рубки, чисток. Больные и отмершие деревья необходимо удалить и на их место высадить новые. Причем – продуманно, чтобы они не испортили архитектуру парка, фитонцидные свойства рощ. Крутые склоны, по которым проложены терренкуры, покрывает очень нежная, уязвимая растительность – в свое время здесь специально высаживались растения с полезными фитонцидными свойствами. Этот почвенно-растительный слой держится очень плохо, и любое превышение нагрузки приводит к деградации и смыву. На сегодняшний день эти разрушения приняли катастрофический характер – грязевые селевые сходы, особенно во время прошлогоднего наводнения, снесли целые гектары леса, образуя овраги и балки. Еще одним фактором активизации эрозионно-оползневых явлений, согласно акту проверки, стали сбросы канализационных стоков из кафе, не имеющих централизованной канализации, прокладка различных коммуникаций, нарушение ранее существующей системы ливневой канализации, а также ведущееся на территории парка строительство.
- Наше знакомство с парком началось с инвентаризации, – отмечает В. Юрьев, – где границы парка, какие объекты там находятся, соответствуют ли они статусу лечебной местности. Ведь Кисловодский лечебный парк располагается на территории первой охранной зоны источника нарзана…
Инвентаризация выявила много нарушений и со стороны профсоюзов, и со стороны городской администрации. Было проведено инженерно-геологическое обследование и получено заключение о состоянии геологических памятников природы – в их числе Красные камни, Серые камни, проверено состояние почв склонов. Вывод: налицо разрушения, которые приняли практически необратимый характер, необходимо срочное вмешательство и солидные средства. Многие искусственно созданные поляны и газоны вытоптаны и требуют полной реконструкции и реставрации - в парке проходят тренировочные занятия спортсменов, специальная территория для них не определена, в результате вытаптывается травяной покров. Отсутствует система сборки и вывоза мусора, в очень плохом состоянии электроосвещение и подъездные дороги, разрушено немало терренкуров.
- Еще одна проблема – на месте бывших медпунктов и маленьких чайных, которые располагались в фитонцидных рощах, возникли многочисленные кафе, которые приватизировались, – продолжает Виктор Васильевич, - и сегодня возникает вопрос: на каком основании они приватизировались? Сюда заезжает уйма транспорта, которому пропуска на въезд в лечебный парк выдает городское ГАИ. Нижний парк уже превратился в филиал рынка «Людмила»: мало того, что вытоптаны все газоны - распроданы все скамейки! На них сидят торговцы пуховыми платками, тапочками и показывают разрешения, выданные отделом торговли Кисловодской администрации. На право торговли в лечебном парке, в первой охранной зоне! В. Михайленко направлял главе города С. Демиденко массу писем – приведите в соответствие с нормами первую зону санитарной охраны по нарзану! Почему не работает городская санэпидемслужба, экологическая служба? И никакой реакции… Курортник приходит в парк подышать воздухом, выпить нарзана, а его буквально хватают за полы парковые коммерсанты. Как с ними бороться, я не знаю. Занимают лавочку, проводят освещение, подключают холодильники…А Демиденко в интервью говорит: «Ну вы понимаете, какая-то бабушка вышла с цветочками, ну как с ней бороться? Это люди социально незащищенные, они себе на кусочек хлеба зарабатывают, у нас рука не поднимается…». И выдает разрешения на торговлю в парке, хотя в городе полно других мест, где можно торговать.
Вечером в парк нельзя войти – уйма пьяных, «крутые парни» на мерседесах разъезжают по терренкурам… На наш вопрос: почему вы выдаете разрешение на въезд в парк, в администрации отвечают: а чтобы… упорядочить движение! Почему разрешают строительство многочисленных кафе? В парке запрещено разведение открытого огня, так там такие мангалы строятся – трубы, как заводские… И какие документы не поднимешь – везде подпись главы администрации. Хотелось бы найти компромисс, но некоторые личные интересы уже так далеко зашли, что в принципе, я не знаю, как эти проблемы решать….
Еще один нюанс. Для обслуживания парка у комбината зеленого хозяйства имелись подсобные цеха, хозяйственный двор с автотранспортом и техникой, тепличное хозяйство, но после различных мероприятий эти объекты оказались у других юридических лиц, и сегодня готовятся к продаже. Все клумбы пусты – цветов не будет, потому что в распоряжении «Кавминкурортресурсов» нет ни одного саженца. Знаменитая «Долина Роз» рискует превратиться в спортплощадку….
- Наша настоятельная просьба: те объекты, которые требуются для нормального содержания парка, должны быть у нас. Мы даже готовы их выкупить или взять в долгосрочную аренду. Но нам или называют умопомрачительные суммы, или вовсе отказываются разговаривать, – с горечью констатирует В. Юрьев.
Сейчас над парком витает страшноватое слово – «аукцион», хотя точнее, его будущее связывают со всероссийским конкурсом. Победитель получит право долгосрочной аренды парка при самой активной поддержке государства. Эта мера обоснована финансово: только на работы по ремонту и реконструкции парка требуется около трех миллиардов рублей, а на содержание - 335 миллионов в год.
ОАО«Кавминкурортресурсы», в задачу которого входит подготовка парка к конкурсу, тоже намерено в нем участвовать, выиграть и вернуть парку былую славу лучшего в Европе. К тому же в штате акционерного общества есть все нужные специалисты – весь парковый персонал, геологи, экологи.
- Мы объявим конкурс на лучший проект развития парка, чтобы привести его к современным требованиям, – делится планами В. Юрьев, - в том числе и архитектурным. Ведь здесь любой хозяйственный объект должен быть обязательно выполнен в малых архитектурных формах. Он призван украшать ландшафт и радовать глаз, вызывать положительные эмоции. Здесь нужен ландшафтный архитектор, ведь парк - это природные картины, их должен создавать художник. В Нижнем парке можно сделать красивую набережную, «одеть» Ольховку в гранит, наладить систему каскадных прудиков. Необходимо произвести четкое зонирование парка: на лечебный, где люди ходят по терренкурам, тренируют сердце, дышат фитонцидным воздухом, на развлекательную зону - с кафе и увеселительными заведениями и на спортивную, где будут площадки и стадионы. Парк должен иметь санкционированные въезд и вход, которые будут стоить чисто символическую сумму - экологический сбор, который сегодня собирают во многих заповедных местах России. А то сейчас в парке коров пасут…