00:00, 7 марта 2003 года

Сыграйте, Лида, на баяне!

Кто же не знает в Кисловодске Лидию Андриановну Петрову? Это - легенда города, его история и современность.А началось все вон с той маленькой комнатки за окошечком в старинном здании питьевой галереи, куда была поселена перед войной семья офицера Петрова. Но встретил врага Андриан Николаевич в Прибалтике, откуда уж не довелось ему вернуться.

Именно с военных лет для Лидии Андриановны архитектурные памятники родного города одухотворены памятью ее сердца.

- Берегите баян, - просил отец, прощаясь с семьей.

Так случилось, что завещание политрука Петрова стало для Лиды судьбой.

Как отец, она пела душой.

- В манере Утесова, - уточняет Лидия Андриановна.

- Сорок госпиталей было в Кисловодске, и меня везде ждали. «Лида, которая играет на баяне», - так звали меня в городе, узнавая даже на улицах.

Песни отца, песни, подсказанные бойцами...

«Исполнительница песен по палатам тяжелораненых бойцов», - так значилась Лида в штате Кисловодской филармонии, куда зачислили 15-летнюю девочку, заслышав о популярности ее выступлений.

- Быть искренней мне было нетрудно... Я очень надеялась встретить папу среди приезжающих в город фронтовиков!

Затем была оккупация. Паника в городе, мародеры, спешно бегущее начальство, взорванные заводы, безвластие...

А еще - не успевший выехать эшелон с ранеными.

- Мы выносили их на площадку перед филармонией. Здесь сосны тогда росли... Размещали и в залах, где были постелены брезент и солома. В санатории им. Семашко, куда перевезли потом бойцов, сотрудники работали до утра за переписью историй болезни. Надеялись спасти жизни офицеров, «разжаловав» их в рядовые.

Но все раненые, не сумевшие уйти через горы и отказавшиеся служить врагу, были впоследствии расстреляны оккупантами. Так же, как и сотни мирных жителей.

Как больно, что забыт и неухожен сегодня нуждающийся в реставрации памятник жертвам фашизма в районе Кольцо-горы, сооруженный кисловодским скульптором Гургеном Курегяном.

- Кабы не доброта укрывших нас людей и не случайный мешок черных сухарей, свалившийся из проезжавшей по улице Желябова машины, - вспоминает Лидия Андриановна, - уже не знаю, как уцелели б мы с мамой-инвалидом.

Лидия Андриановна, прервав воспоминания, достает из книжного шкафа кипу аккуратно сложенных конвертов. Я замечаю конверт и на журнальном столике, под семейными фотографиями, рядом с букетиком цветов и свечой.

- Сегодня годовщина смерти мамы, - пояснила моя собеседница. - Все 22 года, что ее нет рядом, я пишу ей эти письма, рассказываю, что происходит со мной и вокруг меня.

Интересная получилась бы книга, подумала я, а Лидия Андриановна, взяв в руки музыкальный инструмент, вновь вернулась в Кисловодск военный: p2 Солдатская песня,
Знакомая с детства!
Она, как баян, мне
Досталась в наследство.
И к самому сердцу
Сейчас прикоснулась
Солдатская песня,
А с ней - моя юность!

Но юность артистки Петровой - это не только песня, это и фольклорный хореографический ансамбль, солируя в котором Петрова уже в послевоенные годы с гастролями объездила всю страну. До сих пор с теплотой и благодарностью вспоминает она художественного руководителя ансамбля филармонии Алексея Вирцева и балетмейстера Николая Игнатенко. Тогда в 40-е благодаря ее занятиям танцами произошел случай, который Петрова считает подарком судьбы:

- Я у станка, в репетиционном зале филармонии. Входит незнакомый мужчина и, спросив, не помешает ли, направляется к роялю. Он наигрывал и пел какую-то нигде мною не слышанную песню, я занималась, кажется, вовсе не обращая на музицирующего никакого внимания.

Но только он за дверь, и мой баян, с которым я, как и теперь, всегда была неразлучна, без труда воспроизвел услышанное.

Боже мой, какой успех имела эта песня у бойцов! Ведь после освобождения город вновь стал большим госпиталем. Она ходила по палатам и вдохновенно пела: p2 Хоть я с вами почти не знаком,
И далеко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного...»

А через несколько дней незнакомец вновь застает ее в том же зале, но уже не за балетными «па», а за проникновенным исполнением новой песни. Репетиционный момент, так сказать.

- Где вы ее взяли? - спрашивает.

- Нигде! - испуганно отвечает девушка.

Его, разумеется, такой ответ не устраивает, и ей приходится признаться, что «взяла» ее прямо тут же, с лета, услышав единственный раз в этом самом зале.

В общем, незнакомец оказался автором этой песни - композитором Марком Фрадкиным.

Вот так нечаянно Лида стала первой исполнительницей «Офицерского вальса» в Кисловодске.

Спустя многие годы автор вновь исполнил на концерте в Кисловодской филармонии любимый всей страной «Офицерский вальс», но теперь уже - в честь Лидии Андреевны Петровой, заслуженного работника культуры России, участника Великой Отечественной войны. p2 Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок...

А заглянув однажды на огонек к Петровой, люди не забывают этой встречи никогда. В ее архиве - письма со всех уголков бывшего Союза, а каждый ее концерт - это и сегодня свидания со старыми друзьями, это общие воспоминания и всегда - огромная признательность артистке, человеку, женщине.

Оксана ГОРОЖАНИНОВА