Русские коммандос
Вчера в Ставропольском краеведческом музее имени Прозрителева и Праве состоялась пресс-конференция. Повод - предстоящее открытие фотовыставки, посвященной бойцам легендарных спецподразделений "Вымпела" и "Альфы". Незадолго до этого мероприятия корреспонденту "СП" удалось лично поговорить с одним из ветеранов "Вымпела" полковником запаса Валентином ШЕХОВЫМ.
- Говорите, снайперская стрельба, штурмы дворцов? - Валентин Юрьевич улыбается. - Не для этого нас готовили. В восемьдесят первом, передавая бумаги с решением о создании "Вымпела" Юрию Дроздову, начальнику Управления "С" (нелегальной разведки) ПГУ КГБ СССР, Юрий Андропов сказал: "Работай, создавай! И чтоб равных им не было!...". И ведь не было нам, без хвастовства скажу, равных подразделений в мире. Каждый из сотрудников помимо высшего базового образования должен был иметь боевой опыт высококлассную разведывательную и контрразведывательную подготовку, почти фантастическую физическую выносливость, быть отменным аналитиком и импровизатором...
Представьте такую картину, в штормовом море с парома скрытно спускаются в воду пятеро боевых пловцов. Шесть миль добираются до берега. Снимают секретнейшую информацию и уходят. Ни пограничники, ни контрразведка той страны, об этом ни сном, ни духом...
- Но ведь вам приходилось работать и на территории собственного государства?
- Приходилось. Уже в середине восьмидесятых было понимание, что рано или поздно придется бороться с терроризмом. В первую очередь - защищать от них ядерные объекты. Чтобы эта защита была надежной, мы на полном серьезе, разве что без боевых средств, выступали в роли диверсантов.
К примеру, в одном из хранилищ проводилась плановая проверка режима безопасности. Офицеры с гордостью говорили начальству из Москвы, как надежна у них сигнализация, сколь неприступны замки и запоры на контейнерах. И вдруг в одном из контейнеров, где хранилось "изделие", мощностью в десятки килотонн, раздался хлопок, "сработало взрывное устройство". Раз наши "спецы" такое смогли, значит, и потенциальный противник, вполне вероятно, сможет. Пришлось основательно дорабатывать систему безопасности объекта.
- О собственных подвигах на ниве разведки и контрразведки говорить не принято. Может, сделаете исключение?
- Случай вообще-то и поучительный и серьезный. После серьезных контртеррористических учений в Нальчике, когда уже были взяты билеты на самолет, начальник УФСБ республики протянул мне свой и пистолет и говорит: "А слабо в салон через контроль пронести?".
- Пронесли?
- Пронес. В обычной авоське с полусгнившими грушами, которые купил на ближайшем рынке. Прибежал взмыленный, когда регистрация на рейс уже заканчивалась. Контролерша брезгливо взглянула на такую ручную кладь и посоветовала проходить быстрее, мол, из сетки сок капает, пол запачкаете...
Но оружие-то вернуть надо. Уже от самолета бегу к металлическому забору и передаю оперативнику пистолет. Вот тут меня милиционеры и сцапали. За нарушение правил поведения на летном поле. На пять рублей оштрафовали. И отпустили, теперь уже в обход службы спецконтроля. И смешно было, и грустно: теперь хоть автомат в самолет проноси...
- А чем вы сейчас занимаетесь?
- Являюсь заместителем президента Международной общественной организации ветеранов спецподразделений органов государственной безопасности "Вымпел". У нас более пятидесяти региональных отделений. Есть такое и на Ставрополье (о нем "СП" обязательно расскажет своим читателям). Организация оказывает ощутимую помощь как действующим сотрудникам, так и ветеранам, ведет военно-патриотическую работу, рассказывает о людях, чьи имена до недавнего времени были закрыты непроницаемой завесой секретности.
Добавим, на выставке, которая ориентировочно откроется в Ставропольском краеведческом музее имени Прозрителева и Праве ориентировочно пятнадцатого января, будут представлены более двухсот пятидесяти фотографий. Ветераны спецподразделений "Вымпел" и "Альфа" не побоялись открыть свои фамилии и лица.
25 декабря 2002 года